26.06.2011

Правовая помощь цыганам: трудности и возможности

В  этом  году наши цыганские знакомые и друзья уговорили меня приехать в Саблино, чтобы  отметить праздник Пасхи. Как всегда, за цыганским столом было очень шумно и весело. Мы  поздравляли друг друга, желали  всех благ и здоровья,  пели  цыганские и русские песни, танцевали под  цыганскую и современную  музыку. Вскоре гости немного захмелели, разговор стал громче. Мужчины между собой стали обсуждать «барыши» (сделки, обмены и т. п.),  без  которых не обходится ни одно цыганское застолье. Уже к концу праздника, когда некоторые из гостей стали собираться домой, одна из девушек вдруг спросила меня: «Я видела  тебя  по телевизору. Расскажи, чем ты  занимаешься?» Люди прислушались. Один мужчина,  лет шестидесяти, попросил  выключить музыку и перестать шуметь. Тогда я рассказала, что 8 апреля считается  Международным днем цыган, так как  в этот день  в Лондоне в 1971 г. проходил самый первый Всемирный  цыганский съезд. А в нынешнем году 7 апреля телеканал «100 ТВ» пригласил меня на передачу, чтобы я рассказала  о нашей жизни, наших традициях. Я рассказала о том, как живу я лично и чем занимаюсь и, конечно, о «Мемориале», о нашей деятельности, о том, что наши юристы предоставляют цыганам бесплатную  юридическую помощь, о том,  как порой трудно нашим юристам  с заявителями, которые не хотят доводить начатое дело до конца, и поэтому их проблема остаётся неразрешенной.

Я работаю в «Мемориале» уже семь лет. Когда я только начинала, то думала, что мне как цыганке будет легко работать со своим народом. Я надеялась, что смогу многим помочь, так как знаю, насколько тяжело малограмотным людям справиться с кучей документов, которые требуются при любой проблеме: будь то юридический, медицинский или социальный вопрос.

Но, к сожалению, далеко не всегда мы находим понимание у цыган, как у мужчин, так и у женщин. Это объясняется многими причинами. Иногда это происходит из-за малограмотности: люди просто не понимают, как важно отстаивать свои права законными методами. Иногда – из-за лени, когда люди не хотят даже немного потрудиться, например, посидеть в очереди или отвезти куда-то бумаги, подготовленные юристом. Часто это происходит  и потому, что, обращаясь к нам, люди рассказывают одно, а на деле оказывается совсем другое. Часто они просто не хотят ссориться с милицией. Приведу несколько примеров.

Цыган Петр из Опочки, совсем молодой человек, вечером перед Рождеством по дороге домой решил зайти в магазин купить шампанского. В это же время в магазин зашел пьяный милиционер – здоровый парень. Он начал отнимать бутылку у Петра, а потом избивать его. Продавцы стали возмущаться: «За что вы избиваете человека, он ничего плохого не сделал!» Тогда милиционер вытащил Петра на улицу и продолжил избивать его уже там, бил ногами, палкой, тот успевал только прикрывать голову. Потом подъехала милицейская машина, на которой милиционер и уехал. Проходившие мимо цыгане увидели Петра в ужасном  состоянии, посадили его в такси и увезли домой. Мне позвонила сестра Петра и просила помочь. Я поехала в Опочку и встретилась там с его семьей. Петр лежал на кровати и не мог подняться: на его теле не было живого места, сплошной кровоподтек. Все родные Петра очень просили вмешаться нашу организацию и наказать обидчика. Не только семья Петра была возмущена – все цыганское население Опочки их поддерживало, так как все понимали, что в любой день и с ними может случиться подобное.

На следующее утро мы должны были пойти к врачу, чтобы зафиксировать побои и получить врачебную помощь. Но когда я пришла к ним в дом рано утром, Петр оказался пьяным. Он попросил, чтобы я не уезжала, что он не будет пить и завтра мы обязательно пойдем к врачу. Но на следующий день все повторилось: он сказал мне, что не может прекратить пить, потому что у него невыносимые боли, а от выпивки ему становиться легче. Так семья Петра и не подала никакой жалобы в милицию.

Через несколько месяцев Петра забрали в милицию по подозрению в краже и там снова избили. Второго избиения он уже не выдержал и умер. Я снова приехала в Опочку, но родственники Петра избегали меня, а потом стали упрашивать не поднимать никакого шума в отношении милиции. И я поняла, что люди просто боятся. Они говорят: «Вы уедете, а мы останемся здесь жить с этой милицией. Мы боимся, что нам могут подкинуть наркотики или просто забрать в участок, где с нами могут сделать все, что угодно, в уверенности, что наказания не последует». Запуганный человек не хочет связываться с милицией и никуда не обращается. Милиционеры чувствуют себя хозяевами в своем городе. А, по мнению цыган, правда – на стороне сильного.

Николай, брат Петра обратился в нашу организацию, чтобы мы помогли получить новый паспорт, так как у него был потерян просроченный паспорт еще советского образца. Николай, человек грамотный, понимал всю важность наличия личного документа, тем более что по работе ему приходится много ездить. Мы взялись за это дело и с нашим юристом поехали в Опочку. Надо сказать, что Николай очень боится милиции, хотя никогда не имел с ней дела: у него есть страх, что если он пойдет в паспортный стол, то его как беспаспортного сразу же арестуют и отправят в участок, а там будут бить и навешают на него преступления, которых он не совершал. Сначала мы уговаривали Николая поехать с нами в паспортный стол, но он всячески упирался. В конце концов, нам удалось довезти его до паспортного стола. Когда подошла наша очередь, нам пришлось буквально втолкнуть его в кабинет. Наконец, справка была получена, и теперь нужно было подавать документы в суд. Такова процедура получения паспорта в случае Николая. Но заставить его идти в суд  уже никак не удалось. Так это дело и осталось незавершенным. Сейчас уже несколько лет его мать, неграмотная цыганская женщина, пытается за взятки сделать ему паспорт. Деньги-то у нее берут, а вот паспорта не дают…

А вот пример того, когда ничего нельзя было сделать из-за лени и безалаберности людей, которые просят у нас помощи. Мария жила в Опочке, а когда ее первый муж умер, переехала в Гатчину, где снова вышла замуж. Она – многодетная мать. Когда-то она потеряла паспорт и долгое время легко без него обходилась, до тех пор, пока у нее не родился мальчик и она не захотела получить на него пособие, к тому же и старшим ее детям пришло время получать паспорта. Она обратилась к нам, чтобы мы помогли ей в этом вопросе. Для начала нужно было восстановить утерянный паспорт. Я поехала в Опочку, чтобы выяснить, где у нее была последняя прописка и выяснить в ЗАГСе наличие метрик на ее детей. Но получить все эти документы могла только лично Мария. Мы с нашим юристом стали уговаривать Марию съездить в Опочку и завершить это дело. Мы даже соглашались отвезти ее из Гатчины в Опочку на машине, снять ей гостиницу, чтобы она там могла переночевать. Но она постоянно находила какие-то причины, по которым не могла поехать. Так и остались они с детьми без документов. Как можно помочь людям, которые сами для себя ничего не хотят сделать?!

То же можно сказать и про Константина, живущего в Пскове. Он рассказал мне, что работал с 2007 года на заводе, а в 2009 г. завод обанкротился. У Константина есть на руках бумага, подтверждающая, что завод обязуется выплатить ему задолженность в сумме 47000 руб., но он не знает, как получить эти деньги. Посоветовавшись с юристами, я объяснила ему, что нужно сделать копию этого денежного обязательства и идти подавать документы в суд. Дело его было выигрышным, и наши юристы готовы были ему помочь. Он обязательно получил бы денежную компенсацию. Но сколько я ни пыталась с ним встретиться для дальнейшего продолжения работы по этому делу, у него «не было времени»: то он уезжал куда-то в гости, то был чем-то занят.

Похожая история произошла и с Виолеттой, которая живет в Санкт-Петербурге.  Вместе с ней в квартире проживает ее муж и их двое  маленьких детей. Виолетта сообщила мне, что она не получает детские пособия, не получила сертификат на «материнский капитал» на второго ребенка, не может прописать детей и сама прописаться к мужу, потому что у нее просроченный паспорт. О ее проблеме я рассказала нашему юристу, которая подробно проконсультировала меня, какие нужно совершить действия, чтобы Виолетта смогла получить новый паспорт и прописаться с детьми к мужу. Виолетта поехала в пос. Аннино Ломоносовского р-на с просьбой выдать ей дубликат документа, подтверждающего, что она выписана с прежнего места жительства. Ей в этой просьбе было отказано в грубой форме. Тогда мы договорились, что я поеду вместе с ней и помогу ей составить заявление о выдаче необходимых документов. Для того, чтобы ей выдали паспорт, Виолетте нужно было заплатить штраф 5000 рублей. Наш юрист уточнила, что эту сумму можно выплатить по частям, но главное – нужно подать заявление. Но Виолетта не послушала, решила, что в первую очередь нужно собрать деньги. В результате заявление не подано, штраф не уплачен, паспорт не получен.

Все присутствующие слушали меня очень внимательно. Наш разговор  переходил от одной темы к другой. Цыгане  говорили о том, что наша молодежь должна быть образованной и продвинутой. Одна женщина, приехавшая в гости из Пскова, очень заинтересовалась студенческой программой нашей организации. Ее дочь  в этом году оканчивает школу, и она очень хочет, чтобы девочка продолжила учебу в  высшем  учебном заведении и, чтобы наша организация помогла ей в этом. О том, что сегодня образование стало необходимым для цыганских  детей, говорили почти все.  Не было ни одного из присутствующих, у кого ребенок не ходил бы в школу.

Постепенно разговор перешел на родителей и тех цыган, которые воевали в Великой Отечественной войне. Но разговор стал по-настоящему жарким и острым, когда речь зашла о наркотиках. Эта тема затронула всех. Люди горячо говорили о том, как страдают семьи, родители, жены и дети от этой чумы, что люди не хотят жить с этим позором, но и не знают, как бороться с этим злом.

В заключение я хочу сказать, что за свою жизнь не раз бывала на цыганских праздниках,  где всегда очень весело, все танцуют, поют, барышуют…  Надо отдать должное: цыгане умеют  веселиться.  Но  на этом празднике я отметила про себя, что люди стали говорить на серьезные,  жизненные  темы, которые сегодня  затрагивают цыганские семьи.  И эти проблемы так волнуют людей, что даже празднование и  веселье отходит на второй план.  Это меня как цыганку очень порадовало. Пора просыпаться моему народу. Нужно говорить о наших проблемах, нельзя откладывать их решение на потом. Их нужно решать сегодня, всем вместе, сообща, если мы хотим, чтобы наши дети были счастливее нас и чувствовали себя равноправными  гражданами страны, а не нацией второго сорта. Только от нас сейчас зависит, каким  станет  будущее  наших детей и нашего народа.

 Антонина Суховская

this post is also available in: Английский