10.03.2018

Idel.Реалии: “Цари уходят в забытьё, а мы по-прежнему все здесь”

Юристы, представляющие интересы некоммерческих организаций (НКО), признанных в России иностранными агентами, завершают последнюю стадию процедуры в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и готовят возражения на позицию российских властей. Европейский суд впервые объединил жалобы более 60 НКО, потребовав от их представителей подготовить единый документ. Его подготовку вели два десятка юристов, среди которых адвокат международной “Агоры” Ирина Хрунова, юридический директор правозащитного центра “Мемориал” Кирилл Коротеев, Каринна Москаленко, Галина Арапова, Максим Оленичев, Дмитрий Бартенев и другие.

В интервью “Idel.Реалии” Кирилл Коротеев рассказал, какая основная цель обращения в Страсбург, что произошло за последние пять лет с организациями-заявителями и чем так страшно понятие “иностранный агент”.

— На этой стадии вы сообщаете ЕСПЧ, какие изменения произошли с организациями. С момента первой жалобы прошло уже пять лет. Расскажите, как изменилась судьба организаций за эти годы?

— У всех она сложилась по-разному. Истории совсем разные. Не попала в реестр иностранных агентов только Московская Хельсинкская группа, но только потому, что она отказалась от иностранного финансирования. “Голосу”, как мы помним, отказ от иностранного финансирования не помог избежать внесения в реестр. Многие из тех организаций, которые попали в реестр иностранных агентов, были ликвидированы — это не единичные случаи. Первое, что приходит в голову, это Антидискриминационный центр “Мемориал” в Санкт-Петербурге и ЛГБТ-организация “Выход”. Кроме того, был ликвидирован “Комитет против пыток”, но люди все равно продолжают свою деятельность. Мне кажется это самым важным. Важно не столько то, какая форма существования организации в реестре юридических лиц, а то, что она может делать. В большинстве своем это происходит и продолжается.

Полностью интервью читайте на Idel.Реалии