Коммерсант.ru: “Это системная проблема — отбирание детей у мигрантов” -говорит адвокат и правозащитник организации “Миграция и право” Ольга Цейтлина, сотрудничающая с АДЦ “Мемориал” по ряду дел.
По российскому законодательству мигранты должны содержаться совместно с детьми. И даже если они нарушают миграционный режим, то должны помещаться в центр для выдворения вместе с детьми. Но в этих центрах нет условий для содержания детей. А поскольку нет условий, их разлучают. Вот и все. И это системная проблема государства. Мы все понимаем трудности государства, мы понимаем, что да, надо выдворять, если человек нарушил миграционное законодательство, но надо выдворять так, чтобы не нарушить право на жизнь и право на совместное пребывание матери и ребенка.
У нас в Петербурге два таких центра: в Красном Селе и в Гатчине. Но это не проблема Петербурга, это общероссийская проблема. В этих центрах не живут, а сидят. Для лиц без гражданства (ЛБГ), которые после распада СССР по каким-то причинам не подтвердили российское гражданство, максимальный срок пребывания в таком центре — два года. Лицо без гражданства — это человек, которого ни одна страна мира не признает своим гражданином и не готова принять. Люди проводят два года в заключении ни за что. Это огромная проблема. Если взять уголовные дела, то в судебном процессе суд рассматривает необходимость дальнейшего содержания под стражей на месяц, два, шесть, год, полтора или же освобождает задержанного. А здесь, в этих центрах временного содержания, сел и сиди, суд о тебе даже не знает. И даже когда властям становится ясно, что выдворить человека нельзя, потому что некуда, его все равно продолжают содержать фактически под стражей.
В резолютивной части по делу Романа Кима Европейский суд сказал, что это системная проблема законодательства и государство должно принять меры общего характера и изменить такую незаконную практику. Нельзя людей держать в заключении годами, без периодического судебного контроля, без достижимой цели на выдворение. Лишение свободы оправданно, только когда имеется законная достижимая цель — на время следствия или в ожидании приговора, а здесь целью лишения свободы является выдворение, которое невозможно осуществить.
Таких людей без гражданства по стране сотни. 31 декабря прошлого года из центра временного содержания освободили женщину, которая сидела там с 19 декабря 2013 года, то есть два года и 21 день. Два года человек отсидел ни за что.
Важно, что Евросуд уже сказал, что длительное содержание людей в таких центрах — это системная проблема в России и надо ее исправить. Но ничего не исправлено. Хотя наши питерские ведомства понимают проблему, потому что дело Кима было у нас в городе. И наши судебные приставы пытаются выйти в суд с просьбой прекратить исполнение по содержанию лиц без гражданства. Но суд не прекращает, суд отвечает: два года еще не прошло.
Вот сейчас при поддержке АДЦ “Мемориал” пишем доклад в комитет министров Совета Европы о том, что системная проблема и общие меры в деле “Ким против России” не решены властями, в центрах для выдворения люди как сидели, так и сидят годами без судебного контроля, без возможности освобождения до истечения двух лет.