С февраля 2022 года Россия вывезла с захваченных украинских территорий около 4,8 млн жителей, включая 700 тысяч детей, заявила омбудсмен Мария Львова-Белова. Часть несовершеннолетних передали в приемные семьи, других содержат в санаториях в южных регионах и аннексированном Крыму, куда их якобы добровольно отправили родители. Киев массовый вывоз детей считает преступным. Сайт Кавказ.Реалии попытался выяснить, с чем связана принудительная депортация и в каких условиях дети находятся в приграничной Ростовской области.
В докладе антидискриминационного центра «Мемориал» отмечается, что вывоз детей из сепаратистских «ДНР» и «ЛНР» также начался еще до вторжения России в Украину. 19 февраля 2022 года из нескольких детских домов Донецка в тот же самый комплекс «Ромашка» прибыли 250 детей, а 20 февраля в Ростов-на-Дону доставили 74 ребенка из детского дома в Луганске. Затем это число достигло 400, позднее над 27 воспитанниками «Ромашки» жителями Подмосковья была оформлена опека.
Эксперт «Мемориала» Ольга Абраменко в разговоре с Кавказ.Реалии отметила, что цифры из доклада центра собраны по открытым источникам и свидетельствам волонтеров. Назвать точное количество вывезенных детей почти невозможно.
«Это могут быть дети-сироты, которые жили в детских домах или потеряли родителей во время боевых действий. Но в эту цифру могли попасть и те, кто выехал в Россию с другими родственниками: бабушками, тетями, на которых позже была оформлена опека, так как их родители остались на оккупированных территориях», – поясняет эксперт.
…Изменение формулировок в риторике российских чиновников (после выдачи ордера МУС на арест президента России Путина и детского омбудсмена Львовой-Беловой в связи с их предполагаемой причастностью к похищению детей из Украины) также отмечает и эксперт центра «Мемориал» Абраменко. При этом правозащитница полагает, что никакой специальной системы «перевоспитания» украинских детей не создавалось – их просто помещают в уже существующую «российскую реальность, полностью отравленную пропагандой».
«В российских образовательных учреждениях все пропитано милитаристской идеологией: в школах дети вынуждены участвовать в этих «Разговорах о важном«, в каких-то диких постановках с демонстрацией военной формы. Российских детей жалко, а для украинских, как я понимаю, это вдвойне пытка, когда ребенок, переживший страшные вещи, оказывается в обстановке, явно направленной на изменение его национального сознания», – отмечает собеседница.
Полностью читайте статью на сайте Кавказ.Реалии