24.10.2024

Комментарий Кавказскому узлу о межэтническом конфликте в Иловле

Кавказский Узел:

Эксперт Антидискриминационного Центра “Мемориал” Стефания Кулаева, отвечая на вопросы корреспондента по поводу межэтнического конфликта в Иловле, акцентировала внимание журналиста на цитате из статьи “Кавказского узла”, где местная жительница говорит: “С цыганами все как и с остальными народами у нас”.

“Конфликты бывают – и, похоже, что в этом конфликте все могло бы обойтись вполне просто, так как был, видимо, имущественный спор (что-то там про “межу” говорил глава района), который можно и нужно было разрешить мирно, в крайнем случае с помощью полиции (если уж дело дошло до драки), но без вовлечения кого-то кроме непосредственно конфликтующих соседей. Но считавший себя пострадавшим придал своему конфликту огласку, видимо, акцентировав именно национальность агрессивных, по его словам, соседей”, – сказала эксперт.

Стефания Кулаева при этом привела в пример конфликт в Чемодановке Пензенской области, который, по ее словам, начинался так же, как в Иловле.

“Там (в Чемодановке) все очень плохо обернулось – частное обвинение вдруг становится коллективным, народные сходы с расистскими речами, угрозы погромов, драки, преследования. В Волгоградской области могло бы произойти подобное, какая-то националистическая мобилизация и там ведь началась летом. Тут администрация Иловли явно попыталась действовать аккуратнее, подчеркивая, что дело не в народе. При этом были предприняты попытки и системного подхода, подняты вопросы интеграции общин, налаживания диалога по разным вопросам”, – сказала Стефания.

Кулаева отметила позицию чиновниц в области школьного образования, настойчивые требования которых к представителям ромской общины организовать обучение детей в средней школе Стефания приветствует. “Представляется, однако, типичной ошибкой таких собраний попытка добиться от общины подчинения единому лидеру, как говорят эти чиновники, “авторитету”. Закон нельзя применять коллективно – каждый отвечает за себя, а не за “народ”, общину и тому подобное. Если какая-то семья не водит ребенка в школу – то меры надо принимать к родителям этого ребенка, его законным представителям, а не к “авторитетам”. Если таких семей много – придется к каждой семье посылать социальных работников, выписывать штрафы, если продолжают не выполнять родительские обязательства”, – сказала эксперт.

По мнению Кулаевой, проблема правонарушений (будь то вождение в нетрезвом состоянии, агрессивное поведение и т.п.) не может решаться на уровне коммуникации властей с авторитетами. Привлекать к ответственности надо нарушителей (путем доказывания вины), “а не всю общину”. Власти же, по словам Кулаевой, “пытаются добиться, чтобы им назвали лидера (“пусть будет двое, трое”), и хотят иметь дело с ним”.

“Я не раз пыталась в подобных ситуациях возражать представителям местных властей — если на какой-то улице, где живут обыкновенные местные жители, некто Иванов не платит за свет — вы отключите всю улицу или только его дом? А если он не водит ребенка в школу — надо “авторитета” улицы на ковер вызывать? А если подрался — уличный комитет отвечает или Иванов? Почему-то про улицу с Ивановым им понятно, а про ромскую общину — нет”, — заметила эксперт.

Что касается ранних браков — лучший выход, по утверждению Стефании, добиться полного среднего образования, так как, по ее словам, “есть очевидная связь — где дети из традиционных общин учатся в старших классах школы, там и браки не такие ранние”.

“Власти обязаны добиваться от ромских родителей получения их детьми школьного минимума – а в РФ это полная средняя школа. Ранние браки – недопустимая вредная традиционная практика, никакие “обычаи” не должны быть выше прав детей”, – считает Стефания Кулаева.

Эксперт пояснила при этом, что не учатся дети в школах далеко не только по вине родителей. На словах призывы учить детей в районном поселке Иловля звучат хорошо, но все ли сделано в школах, чтобы эти дети могли реально учиться после четвертого класса? – задала она вопрос районным властям.

“По моему опыту, часто ромские семьи хотят учить детей, но этому создаются препятствия – детей в начальных школах очень плохо учат, помещают в отдельные “цыганские” классы, где не выполняются образовательные стандарты, при переходе в среднюю школу дети из “таборов” не подготовлены так, чтобы учиться наравне с другими, им становится трудно, что демотивирует – а иногда их просто и не берут в пятый класс”, – сказала Стефания. При этом она привела и положительные примеры. Так, в Пензе в одой из школ руководство прилагало усилия для того, чтобы дети могли учиться в старших классах. Ромские таборные дети там учились до девятого класса, иногда и до 11-го класса, “хотя их родители бывали и неграмотными”.

“Именно там и проблема ранних браков стояла далеко не так остро, как в тех поселках, где детей не брали в среднюю школу. Что касается конфликтов, конечно, и тут возможны лучшие варианты, когда бытовые конфликты разрешаются без расширения их на разговоры о вине “народов” или “общин”, понятно, что история с межой – не повод поднимать вопрос о выселении людей по национальному признаку. Если бытовой конфликт дает кому-то (нередко – местным националистам) возможность раздувать рознь – этому следует препятствовать, а невиновных людей – защищать. К сожалению, не очень часто встречается такая реакция властей, но бывает”, – сказала в заключение Стефания Кулаева.

Полностью читайте на портале Кавказский Узел

Exit mobile version