Каждого пятого гражданина Таджикистана, прилетевшего в московский аэропорт Внуково в последние четыре дня, через российскую границу не пустили и отправили назад. Об этом пишет телеграм-канал “Азия-Плюс” со ссылкой на МИД Таджикистана. Министерство уже вручило российскому послу ноту: в России резко участились случаи подчеркнуто негативного отношения к гражданам Таджикистана. На деле – не только к ним. На днях в Думу внесли законопроект с поправками к закону “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, который существенно ужесточает требования к приезжим.
Гости программы: Валентина Чупик, правозащитница
Стефания Кулаева, эксперт антидискриминационного центра “Мемориал”
Ведёт программу “Человек имеет право” Марьяна Торочешникова
Смотреть:
Марьяна Торочешникова: На днях в Госдуму внесли законопроект с поправками к закону о правовом положении иностранных граждан в РФ. Там предлагают, например, сократить пребывание иностранцев в России до 90 суток в течение года (сейчас им можно находиться 180 суток без специальных разрешений). Вводится и новый режим высылки нелегальных иммигрантов. Насколько я понимаю, это больше всего пугает правозащитников. В пояснительной записке говорится, что его будут применять только к нарушителям правил, но есть опасения, что это станет поводом для вымогательств, взяток, волюнтаризма на местах.
Стефания Кулаева: Да, этот закон вызывает озабоченность. Его рамки очень широки, они могут применяться к самым разным людям, не только к мигрантам. Это коснется членов семей мигрантов, а это очень уязвимая группа, например дети. Даже с правилом насчет 90 дней много лет были проблемы: получалось, что ребенок может учиться в школе 90 дней, а потом должен на 90 дней покинуть страну. Много лет ушло на то, чтобы достигнуть инструкций для школ, чтобы они могли брать детей на весь учебный год.
И меня просто пугает идея о тотальной слежке, которая там подробно расписана. Уже сейчас очень трудно соблюдать все правила и иметь все разрешительные документы. И часто людей преследуют именно из-за отсутствия не самых значительных справок, например: вот у него специальность – каменщик, а он мешал раствор, и это уже цементные работы. И человека могут за это выдворять, преследовать.
Марьяна Торочешникова: Стефания, а российская система готова хоть что-то предложить для защиты прав этих иностранцев? Или они, въезжая в страну, заранее соглашаются с любым произволом?
Стефания Кулаева: Отчасти это уже так. Например, люди сообщают, что на границе им приходится показывать телефоны. Я не очень понимаю, что и без этого законопроекта может помешать силовикам проникнуть в любое помещение, будь то мечеть, кафе, частный дом, а тем более общежитие или место работы трудовых мигрантов. Всюду они прекрасно входят, выбивают стекла. Коррупции тоже и так много.
Но я не думаю, что все четыре фракции в Госдуме хотят принять этот закон для получения взяток. К сожалению, ситуация даже хуже. У этого есть серьезные политические причины. В российском репрессивном государстве сейчас идут разнообразные процессы, требующие усиления контроля. И все эти законы об “иностранных агентах” – это в первую очередь об усилении контроля, большей отчетности, большей информации. На мой взгляд, это подобный шаг по отношению к иностранным гражданам. И дело даже не только в великодержавном шовинизме, который я тоже не отрицаю, как и коррупцию, но в том, что они стараются поставить под тотальный контроль всё.