04.11.2024

RTVI: «Главная проблема — это расизм». Почему в России происходят цыганские погромы

Раз в несколько лет в России случаются цыганские погромы. В конце октября массовые беспорядки произошли в Коркино Челябинской области, где есть так называемый цыганский квартал. Убийство таксистки, спровоцировавшее погромы, вновь привлекло внимание к проблемам жизни ромского населения в России. RTVI поговорил с экспертами, почему в российском обществе до сих пор существует антицыганизм и сегрегация и причем тут цыганские классы в школах.

Сегодня в России в отношении ромского меньшинства существует структурная дискриминация, считает эксперт Антидискриминационного центра «Мемориал» (АДЦ «Мемориал») Ольга Абраменко. «Это такой порочный круг, когда одно несчастное обстоятельство тянет за собой другое», — объясняет она.

Нынешнее положение ромов в России во многом определяется запретом кочевого образа жизни советской властью в 1956 году. Переход на оседлость не был подготовлен должным образом: многие кочующие общины остановились на тех местах, где находились на тот момент — так возникли компактные поселки, но никто тогда не думал о том, что их население будет расти, что нужно заботиться об их инфраструктуре, объясняет Абраменко. «Уже в постсоветские годы выяснилось, что собственность на землю и строения в компактных поселениях никак не закреплена, то есть на карте это пустое место или из десятков домов зарегистрирован один, а другие — это так называемый самострой», — говорит она.

Большая проблема таких поселений, зачастую почти полностью состоящих из самостроя, в невозможности легального подведения ресурсов — газа, воды, электричества, говорит Абраменко. Это нередко приводит к конфликтам, но менять ситуацию структурно власти не торопятся. Из таких поселений цыган просто выселяют, а дома сносят.

Следующая проблема, которую тянет за собой недостаточная легализованность жилья, это сложности с регистрацией, из-за них могут возникать трудности с получением общего образования и медицинской помощи, объясняет Ольга Абраменко.

Помимо того, что ромских детей часто не хотят принимать в школу, а у некоторых семей из-за бедности нет возможности собрать ребенка в школу, купить ему одежду и принадлежности, существует и другая широко распространенная проблема — сегрегация ромских детей по национальному признаку, говорит Ольга Абраменко. По ее данным, детей цыган зачастую учат отдельно от всех остальных — в так называемых цыганских классах.

«Нередко это классы коррекционного типа, если по-простому говорить. То есть образовательный стандарт там ниже, чем в стандартном классе. Учителя вынуждены как-то объяснять эту ситуацию — и тогда, например, проводят комиссию и ставят всем детям какой-то, так сказать, диагноз — что у них социальная депривация и билингвизм, что считается недостатком, и по этой причине детей определяют в специальный класс. А иногда это никак не оформляется, просто сажают их отдельно, и все», — говорит Абраменко.

По ее словам, во многих случаях цыганские классы отличаются не только качеством образовательного процесса, но и условиями, в которых учат детей: вместо классов могут использовать бывшие мастерские, бывшие теплицы и другие не приспособленные для уроков помещения.

«В некоторых случаях мы даже фиксировали, что детей не пускают в туалет. Говорят: „у них такая традиция, они туалетом пользоваться не умеют“. В общем, дети были вынуждены бегать на улицу с этой целью», — рассказывает Абраменко.

Подобное отношение нередко отражается на желании детей и родителей ходить в школу, считает Абраменко: очень часто ромские дети в лучшем случае оканчивают только начальную школу, а в пятый класс они либо не идут сами, не видя в этом смысла, либо их не берут, так как уровень полученных знаний в цыганском классе не соответствует необходимому.

«И здесь снова нет должной реакции властей. Если русский ребенок перестанет ходить в школу, немедленно прибудет опека, оштрафуют родителей и так далее. А здесь, поскольку расистские предрассудки очень широко распространены, школе просто не нужны эти проблемы, а вышестоящие органы управления образованием этому потворствуют», — говорит Абраменко.

Низкий уровень образования способствует маргинализации ромского населения — это одна из ключевых частей «порочного круга». «Нет хорошего образования — нет хорошей работы, значит, это бедность, выдавливание в серые зоны заработков, проблемы с законом и так далее. Из этого порочного круга без внешней поддержки не вырваться. Поэтому государственная политика должна учитывать все эти особенности и быть направленной на решение этих проблем. Потому что если люди вытеснены в какие-то маргинальные поселения без должного доступа к образованию, ресурсам, медицинской помощи и социальной поддержке, то совершенно очевидно, что там возникнут проблемы. И мы видим, что в случае совершенных преступлений ответственность возлагается не на конкретных преступников, а преследуется ромское население в целом, что, конечно, недопустимо», — считает Ольга Абраменко.

Другая большая проблема, которая возникает из-за невозможности получить хотя бы общее образование, это ранние браки, которые приняты у многих консервативных ромских групп. «Это действительно распространенная вредная и незаконная практика. Но единственный метод борьбы с этой практикой — это получение образования, потому что, когда дети заняты в школе, они не женятся рано. И такие примеры есть, когда школа настаивала, был хороший контакт с родителями, дети доучивались, и тогда и возраст брачный отодвигался», — отмечает эксперт.

Замыкает «порочный круг» невозможность трудоустроиться официально — из-за отсутствия образования или документов о его получении многие не могут официально устроиться на работу.

«За всем этим кругом проблем ромского населения стоит расизм — это главная проблема», — добавляет Абраменко.

«Нет должной реакции со стороны силовиков, потому что по всем признакам погромы в Коркино — это не мелкое хулиганство, а настоящее массовые беспорядки. Но погромщиков отпустили, и это та реакция дает ксенофобно настроенным людям ощущение безнаказанности», — уверена Ольга Абраменко.

Причем опосредованная поддержка властью ксенофобных настроений существует не только применительно к цыганам, говорит Абраменко.

«В последние годы мы видим всплеск ксенофобии в целом — по отношению к мигрантам, к этническим меньшинствам. Государство потворствует ксенофобам, потворствует „Русской общине“, которая представляет собой очень опасное явление — это легко мобилизуемое сообщество, которое легко применяет насилие. Русские националисты переместились с улиц во властные структуры. Это теперь риторика и практика государственной власти», — заключает она.

Полностью читать статью RTVI: «Главная проблема — это расизм». Почему в России происходят цыганские погромы

Exit mobile version