09.04.2024

Север.Реалии: “Большинство не уедет”. Мигранты отдуваются за теракт ИГИЛа, но остаются в России

Север.Реалии:

После теракта в “Крокус Сити Холле”, который произошел 22 марта в подмосковном Красногорске и где погибли 144 человека, в России началась волна облав на трудовых мигрантов. Их преследуют различные неонацистские группировки, избивают и пытают сотрудники полиции. Ежедневно приходят сотни жалоб от выходцев из Средней Азии, вынужденных оставаться в России, рассказывают изданию “Окно” правозащитники. Говорить с журналистами сами мигранты чаще всего опасаются, стараясь держаться в эти дни как можно незаметнее.

На мигрантов все чаще нападают неонацисты и сами выкладывают видео нападений в своих телеграм-каналах, часто с отсрочкой, чтобы было трудней их вычислить, говорит эксперт Антидискриминационного центра “Мемориал” Стефания Кулаева. Из-за этого о каких-то нападениях правозащитникам станет известно позднее.

– Мы фиксируем рост числа нападений, и, думаю, он легко не остановится. У власти есть инструмент по борьбе с уличным насилием – это уголовное преследование, нужно привлекать к ответственности за каждое нападение. Если жестко реагировать, то можно сбить это пламя. Но противоречие в том, что сами силовики осуществляют расовое профилирование, когда берут людей, похожих на выходцев из Центральной Азии. Но даже до “Крокуса” были проверки, облавы, аресты, сотрудничество силовиков с крайне правыми, когда полиция вместе с неонацистами ходила на рынки. Такое событие, как теракт в “Крокусе”, не могло не подстегнуть антимигрантские настроения, – объясняет Кулаева.

Исследователям центра “Сова”, изучающего проблемы национализма и ксенофобии в России, в марте стало известно о шестнадцати нападениях по мотиву ненависти. Среди пострадавших – уроженцы Кавказа, Центральной Азии. Как минимум четыре серьезных нападения были совершены после теракта в Москве и подавались как “месть”, отмечают эксперты.

После 22 марта в ультраправых Telegram-каналах появились сообщения о 25 уличных нападениях с газовыми баллончиками на мигрантов, в том числе на двух девушек в хиджабах. Актов ультраправого насилия в марте оказалось примерно в два раза больше, чем в предыдущем месяце, отмечают в “Сове”. Были зафиксированы проколы шин автомобилей с номерами из Чечни, Дагестана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. 24 марта в одном из ультраправых каналов появилось видео с неизвестным, закидывающим мешок с головой свиньи на территорию мечети во время намаза.

Ультраправые ресурсы активно тиражируют видео с пытками предполагаемых террористов, которое распространили телеграм-каналы, связанные с силовиками. И призывают к расистским нападениям.

– Сейчас в стране нагнетаются ненависть и ксенофобия, – отмечает Кулаева. – Власти обвиняют во всем Запад, Украину, неких врагов России. И такое нагнетание не может не питать ксенофобную среду. К тому же сейчас в стране стало труднее жить, россияне массово гибнут на войне, все это сказывается на экономической ситуации. И это недовольство нужно куда-то направлять.

С самого начала вторжения в Украину российские власти отправляют трудовых мигрантов на фронт. С началом войны представители Минобороны размещали рекламные объявления в России и странах Центральной Азии, где обещали зарплаты до 200 тысяч рублей в месяц. Свою кампанию вела там и ЧВК “Вагнер”. Представители Минобороны обзванивают молодых людей с российским гражданством, угрожая отнять его в случае уклонения от службы, констатируют эксперты Антидискриминационного центра “Мемориал”. Мигрантам с российскими паспортами запрещают выезд из России, якобы из-за того, что они находятся в мобилизационных списках.

После мобилизации получать повестки стали даже те, кто не имеет гражданства.

– Было много случаев, когда людей отправляли на фронт вопреки законодательству. Прямо в “Сахарово” (миграционный центр в Москве. – “Окно”) открыли вербовочный пункт, то есть открыто вербовали граждан тех стран, где это считается наемничеством, и мы знаем, что в родных странах мигрантов были случаи преследования за это. Российские власти отправляли людей на войну против их воли, были случаи похищения около метро. Или же соблазняли гражданством, а с ним сразу давали и повестку. И если у российских граждан есть жены, матери, сестры, которые могут выйти к Кремлю, то у мигрантов все далеко. Вот и получается – их можно беспощадно посылать на смерть, – отмечает Кулаева.

Полностью читайте на Север.Реалии