Медуза:
В феврале исследовательский центр «Сова», который с 2002 года отслеживает активность праворадикальных группировок и преступления на почве ненависти, представил два доклада о том, как изменилась ситуация с правыми движениями в России за 2023 год. По данным правозащитников, количество нападений на почве расовой и межнациональной ненависти резко выросло и продолжит увеличиваться. Этому способствует открытое взаимодействие власти с радикальными группировками и правыми общественными организациями на фоне боевых действий в Украине. В «Сове» опасаются, что страну может вновь захлестнуть волна уличного насилия, как это было в нулевые.
Тогда, 20 лет назад, одним из самых громких преступлений неонацистов стало убийство в Петербурге восьмилетней Хуршеды Султоновой в феврале 2004 года (в СМИ его называли «убийством таджикской девочки»). В гибели Хуршеды обвинили группу подростков, их приговорили к срокам за «хулиганство». Двадцать лет спустя, когда ксенофобские и неонацистские настроения снова возвращаются в Россию, «Медуза» рассказывает эту историю.
…
Стефания Кулаева из Антидискриминационного центра «Мемориал» опасается того же, что и ее коллеги из «Совы» и NVMP:
Итоги 2023-го кажутся неутешительными. Мы действительно видим рост неонацистского насилия, а правоохранительные органы на это не реагируют должным образом. Они реагируют [почти только] на дела, связанные с войной. Когда ксенофобия разрешена и даже поощряется, а свободы нет, уровень насилия только растет.
Кулаева видит в происходящем сходство с погромами, которые устраивали участники Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) — теми, кто в начале 2000-х громил рынки вместе с полицейскими. В 2023 году это повторилось: националисты в масках — иногда вместе с полицейскими, сотрудниками военкоматов и ФСБ — устраивали рейды в местах, где, как правило, работает много мигрантов. Более того, председатель СК РФ Александр Бастрыкин неоднократно призывал проверять мигрантов с приобретенным российским гражданством на уклонение от призыва в армию.
Как и коллеги из «Совы» и NVMP, Кулаева обращает внимание на массовый характер ксенофобных видеороликов в интернете. «Их число растет — видимо, пример заразителен. Такие видео легко найти — ненависть и рознь они возбуждают гораздо мощнее, чем слова башкирского активиста [Фаиля Алсынова], получившего срок за невинное выражение про „черный народ“», — считает Кулаева.
Кроме того, в драках с националистами в новостях часто обвиняют самих мигрантов — тем самым, подчеркивает собеседница «Медузы», в обществе разжигают мигрантофобию: «Это, плюс то, что российские власти всячески пропагандируют идею превосходства русских над всеми, — очень опасно и симптоматично. Одно питает другое».
Полностью статья на Медузе