Бьют меньше, но толерантности не прибавилось
Во всем мире сегодня отмечается Международный день толерантности. Он был торжественно провозглашен в Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации. В Петербурге стартовала Неделя толерантности. ЗАКС.Ру пообщался с экспертами и представителями национальных общин, чтобы выяснить, стал ли наш город толерантнее.
Терпимость – так переводится слово “толерантность”. Терпимость к тем, кто не похож на тебя, кто говорит на другом языке, слушает другую музыку, молится другим богам или любит не по принятым в обществе правилам. Есть такая старая мудрость: относитесь к людям так, как вы хотите, чтобы люди относились к вам. Но, к сожалению, эта мудрость не всегда срабатывает на бытовом уровне, и логично, когда в таком многонациональном городе, как Петербург, который к тому же построен приезжими, официальные власти тоже понимают, как это важно – показывать пример уважения и терпимости ко всем жителям, не нарушающим законов государства. На программу “Толерантность”, оплаченную из бюджета города, каждый год уходят значительные средства, но становится ли Петербург толерантнее? Об этом говорят представители диаспор и эксперты.
“В последнее время россияне стали больше понимать, что мы приезжаем работать, обстановка в городе более спокойная, – говорит Мирзода Мухаммед Назар Миргарипович, почетный консул Таджикистана в Петербурге. – И сегодня, в день, когда мусульмане начинают праздновать священный праздник Курбан-байрам, мы будем говорить о толерантности, о дружбе и уважении со всеми, кто придет на этот праздник. И нам хотелось бы, чтобы и петербуржцы тоже больше помнили о том, сколько строится в городе, в том числе руками таджиков, сколько приезжих работает на благоустройстве города. А то стоит заболеть одному человеку, и об этом все говорят, а о том, сколько таджиков и узбеков убирают мусор, метут дворы, работают разнорабочими, петербуржцы забывают”.
По мнению Мирзоды, нападений на людей неславянской внешности действительно становится меньше. Может, еще и потому, что спортсмены-таджики выступают за честь города, и за это они услышали слова благодарности от губернатора Валентины Матвиенко. В этом году в петербургские вузы поступили несколько десятков выходцев из Таджикистана, которые стремились получить высшее образование.
По мнению Алиджана Хайдарова, президента узбекской диаспоры, обстановка в Петербурге в последнее время стала более спокойной, нападений на выходцев из Узбекистана стало меньше. “Но жизнь не стала легче, – говорит Хайдаров. – По-прежнему существуют проблемы с устройством на работу, по-прежнему работодатели спокойно выгоняют людей с работы, не заплатив им, обманув. И нам не удается добиться справедливого и законного наказания в суде для таких непорядочных работодателей”.
Ольга Мегрян, член правления армянской общины, отвечает за работу в школах. Третий год она представляет армянскую диаспору в Доме национальностей. “Мы, люди старшего поколения, конечно, скучаем по советскому прошлому, когда в обществе было не важно, какой ты национальности, все дружили, все ездили друг к другу в гости, – говорит Мегрян. – Наши дети этого не знают, и в Доме национальностей мы стараемся создавать такую теплую и дружественную обстановку”. В 174-й школе, где работает Ольга Мегрян, регулярно проходят дни разных культур и национальностей, в которых принимают участие дети и их родители. Сюда приходят на встречу со школьниками ветераны войны, артисты и художники разных национальностей. И это очень сближает всех, обстановка в школе и вокруг нее становится спокойнее и доброжелательнее. “К сожалению, этого нельзя сказать обо всем городе, – считает Ольга Мегрян. – Когда наши дети выходят на улицу или едут в транспорте, они могут столкнуться с грубостью и даже агрессией. Я стараюсь не обращать внимания на резкие слова, и детей приучаю к этому – понятно, что эти оскорбления звучат часто от отчаяния, у людей сложные экономические проблемы, и поэтому они раздражительны и агрессивны. Мы стараемся это понимать. И ведь все в конечном итоге зависит от воспитания, интеллигентности каждого человека”.
По мнению Дмитрия Дубровского, директора программы “Права человека” Смольного института свободных искусств Санкт-Петербургского университета, толерантность – это проблема Петербурга. “Это проблема Петербурга, петербуржцев, нашей власти, но не диаспор, не национальных меньшинств. Сегодня с утра я увидел в интернете предупреждения о том, что сегодня праздник Курбан-байрам и поэтому надо держаться подальше от Петроградской стороны. Вот это и есть проявление наших страхов, нашей скрытой агрессии. С моей точки зрения, агрессии в отношении выходцев из Азии или с Кавказа стало меньше, но толерантности, к сожалению, не стало больше. Потому что все говорят не о том, и деньги идут не на то, что действительно нужно. Толерантность – это не общие песни и пляски, это не хороводы, а решение острых социальных проблем. Которые, к сожалению, наша власть не торопится решать”. Вместо разговоров о национальном разнообразии Петербургу остро нужны реальные действия по решению социального неравенства в отношении тех, кто приезжает из Азии и с Кавказа в Петербург работать, считает он.
Стефания Кулаева, координатор программ антидискриминационного центра “Мемориал”, не видит реальных результатов программы “Толерантность”.
“В программу “Толерантность” вкладывается все больше средств, но каков результат этих вложений, совершенно не понятно. Потому что все реально значимые мероприятия – Марш против ненависти, антифашистские митинги, акции памяти Николая Гиренко, Тимура Качаравы – это все проходит без участия городской власти и без финансовой поддержки города. Разговоров на официальном уровне ведется много, денег выделяется много, но получается, что это совершенно параллельные процессы – официальная политика и реальная жизнь. На днях мы проводили акцию памяти Тимура Качаравы на месте, где его убили пять лет назад, – рассказала Кулаева. – Нам запретили оставлять там цветы на том основании, что нет мемориальной доски. А почему нет? Во Флоренции есть памятная доска на месте, где от взрыва бомбы, подложенной экстремистами, погибли случайные прохожие. Почему в Петербурге не установить памятный знак на месте, где был убит антифашист? Почему именно накануне мирной творческой акции антифашистов на квартирах организаторов прошли обыски? Мне кажется крайне неблаговидной такая позиция власти: толерантность – это хорошо, а антифашизм – это плохо”.
Наталья Шкуренок