07.07.2021

Наш дом: Приемник-распределитель для несовершеннолетних: как за закрытой дверью нарушаются права детей

Полностью читайте на сайте Международного Центра Гражданских Инициатив “Наш дом”

Знаменитый переулок Окрестина в Минске известен не только центром изоляции правонарушителей, где пытают взрослых людей, попавших сюда за бело-красные шторы. По соседству находится точно такая же тюрьма, но уже для детей. И сюда попадают не только малолетние правонарушители, как пишут в государственной прессе, но и дети беженцев из других стран, задержанные за нелегальный переход границы. Волею судьбы они оказываются в «детской» тюрьме.

Нарушения прав детей в приемнике-распределителе

В 2019 году АДЦ «Мемориал» рассказал о нарушениях прав маленьких мигрантов в приемнике-распределителе. Даже в Кишиневском соглашении 2002 года он фигурирует в качестве «транзитного учреждения», через которое осуществляется возвращение детей-иностранцев в страны происхождения и возвращение маленьких беларусов из других стран на родину. В то время как многие страны СНГ гуманизировали процесс транзита детей и реформировали подобные учреждения, а то и вовсе отказались от них, в Беларуси приемники-распределители при МВД по-прежнему остались.

Известны факты попадания в приемник-распределитель детей из России, Украины, Вьетнама, Сирии, Афганистана, Сомали, Бангладеш. В докладе АДЦ «Мемориал» правозащитники указали, что дети-иностранцы в приемнике-распределителе оказываются фактически лишенными свободы по причине миграционного статуса. Здесь им угрожает опасность от других воспитанников – детей, совершивших правонарушения, или детей с психическими отклонениями, которые не способны контролировать себя.

В приемнике-распределителе дети находятся до 30 дней. В этот срок не входят карантин, возможная болезнь ребенка, время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор или решение суда о дальнейшем помещении ребенка в специальное учреждение. Это противоречит международным правозащитным стандартам. В Совместных замечаниях общего порядка Комитета ООН по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Комитета ООН по правам ребенка говорится о недопустимости содержания ребенка под стражей:

«Дети никогда не должны заключаться под стражу по причинам, связанным с их миграционным статусом или миграционным статусом их родителей… государства должны безотлагательно и полностью прекратить или искоренять практику содержания детей под стражей на основании иммиграционного законодательства. Любые виды иммиграционного содержания детей под стражей должны быть запрещены законом, и такой запрет должен полностью соблюдаться на практике».

Заключая детей-иностранцев в приемнике-распределителе, администрация учреждения нарушает основополагающий принцип Конвенции о правах ребенка – принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка. Лучшим решением для этого почему-то оказывается лишение юного иностранца свободы – причем не по решению суда за правонарушение, а на основании постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя.

Нарушаются здесь и другие права, например, право на образование. В сообщениях активистов АДЦ «Мемориал» ставится под сомнение наличие в приемнике-распределителе уроков. В распорядке дня значатся только «занятия по правовому, нравственному и эстетическому воспитанию, хозяйственные работы; занятия по трудовому обучению; самоподготовка; беседы; спорт».

Выше мы рассказали, что несовершеннолетние, находящиеся в приемнике, не могут самостоятельно без разрешения покидать территорию учреждения. Помимо этого, воспитатели проводят личный досмотр детей и их вещей, а также всего, что они получают в посылках от родителей, читают их письма. У детей-мигрантов ситуация еще печальнее: их родители зачастую попадают в такой же приемник, но для взрослых, или в ИВС до выяснения личности и последующей отправки на родину (а это может длиться и несколько месяцев). А значит, даже общаться с близкими маленькие иностранцы не могут. И это еще не все…

Полностью читайте на сайте Международного Центра Гражданских Инициатив “Наш дом”