Приходя работать в 9 среднюю школу, учителя буквально с первого сентября начинают учить ранее незнакомый им язык – цыганский. Иначе нельзя, ведь в этой школе цыгане составляют большую группу учеников. 30 января на базе образовательного учреждения прошел семинар, на котором педагоги из многих областей России изучали опыт совместного обучения русских татар, представителей других наций совместно с цыганами.
В 9 средней школе Пензы самая распространенная фамилия не Иванов или Кузнецов, а Михай. Третья часть учеников – а это 130 подростков – юные жители цыганского поселка. Его даже в окно видно. Директор Алексей Миронов пришел работать в эту школу более 20 лет. Здесь и тогда учились представители диаспоры, но их было немного.
«Детей цыганской национальности было гораздо меньше – 50-70. А сейчас идет динамика, постепенно, с каждым годом по 5-7-10 детей цыганской национальности прибавляется», – отметил Алексей Миронов, директор средней школы №9.
Россия – страна многонациональная, и правозащитники всегда интересовались проблемами образования разных этнических групп, в их числе и цыган. Последовательно изучить эту тему взялся три года назад Санкт-Петербургский антидискриминационный центр “Мемориал”. Наладили связи с диаспорами и администрациями школ, где учатся цыгане.
«Очень многие из людей, выступая на этих семинарах, говорят, мы, наконец, узнали, что мы не одни на свете. Им казалось, мы единственная школа, в которой учатся сотни цыган. Нет, смотрите, таких школ в России десятки, а в мире еще больше», – обратила внимание Стефания Кулаева, сотрудник антидискриминационного центра “Мемориал”.
И самой Кулаевой, и гостям из Тульской, Рязанской, Новгородской и других областей было с чем сравнить и сопоставить. Опыт пензенской школы №9 признали едва не лучшим в стране. В основе учебы лежит постоянная работа не только с детьми, но и их родителями. Приходится убеждать, что у сына или дочери есть данные, они могут лучше заниматься. Если и это не помогает – идут за помощью к лидеру диаспоры. Его слово для соплеменников закон. Благо Владимир Михай сам в свое время получил хорошее образование.
«Когда указ вышел об оседлости цыган, это было в 56 году, я тогда уже вышел из возраста школьного, поздно пошел в школу, но все равно с трудом как-то окончил восемь классов, а потом вечернюю закончил десятилетку», – поделился лидер цыганской диаспоры г. Пенза.
Цыганский костер всем светит – это девиз второго “А”. В начальных классах дети бойко начинают говорить на русском, учатся считать и писать. Настоящие трудности с учебой возникают в 6-7 классах, где преподаются более сложные дисциплины. Из-за этого многие цыгане бросают школы, а учителя, воспринимая их уход как неизбежное зло, мало что делают для исправления ситуации. Это обстоятельство более всего тревожит правозащитников. В 9 пензенской школе нашли выход из ситуации.
«Мы разговаривали с лидером цыганской диаспоры – он дал слово перед всеми баронами и перед центром «Мемориал», и сказал, что теперь дети, особенно те дети, которые сейчас обучаются в 8 классе, доучатся до 9 класса», – сказал Алексей Миронов.
Пензенский опыт обучения теперь будут взят на вооружение многими российскими регионами. А в 9 школе надеются, что однажды их коллектив пополнится учителем цыганского языка – может быть, даже выходцем из соседнего поселка.