15.12.2019

Радио Свобода: Папуша и ее слёзы. Забытая история поэтессы Брониславы Вайс

Московский женский музей  опубликовал сборник стихотворений цыганской поэтессы Брониславы Вайс. Речь идет о первом издании ее стихов на русском, собранном в одной книге. В ней стихотворения публикуются сразу на трех языках: языке польских цыган – оригинале, переводе на польский, сделанном популяризатором творчества Вайс – Ежи Фицовским, и на русском. Помимо этого, в серии “Женская история для детей” выходит повествование о жизни поэтессы. Эта книга названа “Папуша” – так Брониславу Вайс называли в таборе.

Казалось бы, выход книги стихов цыганской поэтессы на русском языке – событие незначительное. Но если взглянуть на результаты последнего исследования, проведенного “Левада-центром”, то оно кажется своевременным. В последние два года крайне вырос уровень этнической нетерпимости в обществе: меры по ограничению проживания цыган в России поддержали бы 40 процентов опрошенных. Два года назад эта цифра была в два раза меньшей.

“Из-за неприязненного отношения к цыганскому народу проистекает низкое качество образования, стереотип, что учить – необязательно. Конечно, это приводит к безработице, бедности, куче социальных проблем: люди не могут платить за жилье, и происходит произвольное выселение, нередко даже погромы (это, как и 100 лет назад, имеет те же формы, но теперь касается не еврейского, а цыганского населения), – говорила на презентации книги стихов Брониславы Вайс Стефания Кулаева из Антидискриминационного центра “Мемориал”. – В результате дети не могут ходить в школу, и это приводит к низкому уровню образования. Круг замыкается, его можно начать с любой из этих проблем… Народ живет очень трудно. До недавнего времени он был кочевой. Это было в основном прекращено вынужденно, потому что в Советском Союзе издан указ 1956 года о запрете кочевого образа жизни. В России это привело к тому, что цыгане живут во временно незарегистрированном жилье, а с наступлением частной собственности на землю им стало совсем трудно: стали сносить, переселять. Я видела множество этих сносов и переселений.

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, – это сегрегация цыганских детей в школах, если переводить на понятные нам термины, это апартеид. Он редко случается с детьми ромско-русского происхождения, но часто случается с детьми в районах более компактного проживания. Это отдельные школы, отдельные классы, и это ничем не оправданно, потому что отдельные школы могут быть, если преподавание ведется на национальном языке, то тут оно на иностранном языке не ведется, оно ведется в большинстве случаев на русском языке. Эта проблема хорошо описана в Центральной Европе, было выиграно известное дело “D.H. и другие против Чехии” в ЕСПЧ, признавшем это сегрегацией (иск подали 18 молодых людей, которые были совершенно здоровы, но их помещали в коррекционные школы с облегченной программой обучения, что впоследствии ограничивало их возможности при трудоустройстве или получении дальнейшего образования. Решение ЕСПЧ по этому делу было принято в 2007 году. – Прим. РС). Но в России эту проблему категорически отрицают. Тем не менее она есть. Я сама очень много бывала в сегрегационных классах. В Туле был случай, когда преподаватель вызвала полицию, когда бывшие четвероклассники пришли учиться в пятый класс, а перед ними просто закрыли дверь и сказали, что у нас нет отдельного цыганского пятого класса. На самом деле, сделать отдельный пятый класс не могут, потому что единственная возможность отправить цыган в отдельный класс – это назвать класс коррекционным, но тяжелого диагноза у этих детей, как правило, нет. Папуша – не единственная цыганская девочка, которая когда-либо хотела получить образование”. Стефания Кулаева говорит, что начальную школу заканчивают от 50 до 60 процентов цыганских детей, а 11 классов – от силы 1 процент.

Полностью читайте на Радио Свобода: Папуша и ее слёзы. Забытая история поэтессы Брониславы Вайс