06.07.2011

Стефания Кулаева, Ольга Абраменко: Цыгане в России – романтические мифы на фоне тотальной дискриминации

Нищета, сложность доступа к образованию, стереотипы и дискриминация – реалии, с которыми сталкиваются жители цыганских поселков Северо-Запада. В окрестностях Петербурга таких немало: о ситуации в них и о своей работе с цыганским населением рассказали сотрудники АДЦ «Мемориал» Стефания Кулаева и Ольга Абраменко.

Семинар стал пятым в рамках публичного семинара Центра независимых социологических исследований «Исследования этничности, национализма и миграции», однако, из-за до сих пор отключенного света в офисе ЦНСИ, мероприятие провели «в гостях» – в помещении АДЦ «Мемориал».

Свой рассказ о цыганах («рома») Стефания Кулаева, руководитель программ АДЦ «Мемориал», начала с того, что подчеркнула огромный разрыв, существующий между стереотипическими «романтическими» представлениями о цыганах и их реальным – порой бедственным – положением. Говоря о цыганах, часто опираются на образ народа, созданный в русской литературе, начиная с Пушкина: счастливые, поющие и танцующие, богатые люди.

По мнению Стефании Кулаевой, романтический образ народа и реальное к нему отношение со стороны большинства россиян никак не связаны. «А сегодня все смотрят фильм про Кармелиту, который не имеет отношения к реальным цыганам, да и никак не меняет отношения зрителей к этому народу – все понимают, что к правде это мало имеет отношения», – считает эксперт, – «когда цыган встречают в электричках, реагируют на них совсем не как на кино. То, на чем зациклилось большинство людей – это наркотики и грабеж, которые связывают с цыганами».

“Когда цыган встречают в электричках, реагируют на них совсем не как на кино. То, на чем зациклилось большинство людей – это наркотики и грабеж”

Ольга Абраменко, директор АДЦ «Мемориал», рассказала о том, как живут современные российские цыгане. «Цыганство» обычно определяют через набор таких характенристик как специфическое кочевье, не связанное со скотоводством, четкое отделение своей группы от остальных и разделение на «своих» и «чужих», список традиционных профессий (работы по металлу, гадание, лошадничество), а также через язык. Живущие на территории России цыгане относятся к 4 группам: русска рома (эта группа проживает в России еще с XVIII века, а сегодня эти цыгане – в основном сельские жители с колхозным прошлым), цыгане-котляры (от слова «котел», поскольку именно эта группа традиционно занимается работами по металлу). Представители этих двух групп – граждане России, в отличие от madjar roma и luli roma (мугаты). Первые – переселенцы с территории Украины, говорят на венгерском языке, а вторые – из Таджикистана, говорят на узбекском. Именно эти две группы цыганского народа живут сегодня в самых трудных условиях, в крайней нищете.

В 1956 году в СССР был принят «Указ об оседлости», который должен был прекратить цыганское кочевье. Цыганам указывали места, на которых они могли строить себе дома. «Однако, этот переход не был достаточно подготовлен», – рассказала Ольга Абраменко, – «земли за этими новыми поселками не были закреплены формально, то есть в итоге они не существовали по документам». Это стало причиной одной из серьезнейших проблем, возникших после Перестройки, в 90-е годы: многие цыганские поселки, а вернее, занимаемые ими земли, могли заинтересовать инвесторов, в результате чего жителей выгоняли, поселки сносили – это продолжает происходить и сегодня.

«Однако, этот переход не был достаточно подготовлен, земли за этими новыми поселками не были закреплены формально, то есть в итоге они не существовали по документам»

Перестройка вообще принесла цыганам много несчастий: «они не смогли адаптироваться к новым условиям», – считают эксперты. Даже большое завоевание советской системы – полноценное школьное образование для цыганских детей – было утрачено в 90-е годы. Из-за распада колхозной системы цыгане оказались без занятий и средств к существованию, за чем последовал всплеск криминала в цыганской среде. Сегодня многие поселки до сих пор живут в крайней бедности, особенно поселки нелегально проживающих в России цыган. «Хотя и граждане иногда живут не намного лучше», – отмечают эксперты АДЦ «Мемориал». Насилие со стороны правоохранительных органов и фашистских групп, дискриминация со стороны властей и работодателей делают цыган одной из самых социально незащищенных и исключенных групп в стране.

«Самыми уязвимыми являются женщины и дети», – сообщила Ольга Абраменко, – «в перенаселенных цыганских поселках всегда много детей, для которых доступ в школу чрезвычайно затруднен: они и географически расположены далеко от поселков, да и принимают цыганских детей там не всегда хорошо. Кроме того, российская школьная система рассчитана на то, что детям много помогают учиться родители – но цыганские родители помогать не могут, они сами часто малограмотные».

Это приводит к тому, что в некоторых поселках открываются отдельные классы и даже школы для цыганских детей. Цыганские классы принимают иногда всех детей, независимо от возраста – так и учатся в формально четвертом классе дети с 6 до 13 лет. Некоторые позитивные элементы такого отдельного обучения отмечают сами цыгане – им нравится, что дети «среди своих», что в школе благодаря этому нет межэтнических конфликтов. С другой стороны, подчеркивают эксперты, такое положение цыганских школьников приводит к плохому качеству образования – многие к 6 классу не умеют даже читать, и не могут продолжать образование. Они изолированы от русских школьников, а помещения, в которых учатся цыганские классы, обычно намного хуже, чем у «русских классов» – бывшие трудовые мастерские, оранжереи и прочие мало приспособленные помещения.

Такое положение цыганских школьников приводит к плохому качеству образования – многие к 6 классу не умеют даже читать, и не могут продолжать образование.

Проблема также заключается в том, что с цыганскими детьми работают педагоги без специальной подготовки к работе в иноэтничной среде. Учителя, попадающие в такие классы, – тоже жертвы дискриминации: их «бросают» на сложную работу, без методической тренировки, не доплачивают за сложность и дополнительные усилия, которые приходится прилагать в таких классах.

Для улучшения положения цыганских детей эксперты АДЦ “Мемориал” предлагаю целый комплекс мер, среди которых – повышение мотивации цыганских родителей, работа с учителями, а также распространение информации о положительных примерах цыганских студентов.

С результатами обследования, проведенном АДЦ «Мемориал» о положении цыганских детей, а также с предложениями экспертов по исправлению ситуации, можно ознакомиться в подробном отчете на сайте организации.

 

Exit mobile version