Эксперты Антидискриминационного центра (АДЦ) «Мемориал» на основании семилетнего опыта изучения ситуации, связанной с дискриминацией детей по национальному признаку, подготовили аналитическое исследование о проблемах несоблюдения прав цыганских детей в российских школах. Этот отчет, подготовленный организацией, адресован чиновникам всех рангов – от директоров школ до руководителей Минобразования. В нем на конкретных примерах доказано: ситуация – критическая.
На вопрос, почему в их поле зрения оказались именно цыганские дети, специалисты отвечают просто: это наиболее уязвимая группа детей.
Несмотря на то, что российское законодательство предусматривает все возможные гарантии получения каждым ребенком полного среднего образования, у нас есть дети, которые вообще не учатся. Известен случай, когда одной из учениц, родители которой направили заявление в суд, классная руководительница заявила весьма откровенно: «Иди домой, у нас не будет класса для цыган в этом учебном году…»
«Дискриминация по национальному признаку носит системный характер, – утверждает руководитель программ АДЦ Стефания Кулаева. – Только тот факт, что детей разного возраста – от 7 до 15 лет – подчас годами отправляют учиться в один и тот же класс с табличкой «цыганский», говорит о чудовищных нарушениях», недопустимой стигматизации».
Признаки расизма, как утверждают эксперты, явно присутствуют в заведомо дискриминационных действиях: делении детей уже с первого этапа обучения на тех, кому пристало учиться в нормальных условиях, и тех, кому предлагаются ветхие, заброшенные помещения бывших котельных, амбаров, столярных мастерских. Ученикам предлагается непрофессиональное обучение, в программах отсутствует ряд обязательных предметов.
Часто приходится сталкиваться с бытовым табуированием: например, запретом пользоваться цыганским и «белым» детям школьными туалетами вместе (цыганят выгоняли на улицу) или с раздельным празднованием Нового года у цыганской и русской елки. Все это не поддается разумному объяснению.
Примером грубого нарушения прав стала одна из тульских школ, где все без исключения цыганские дети из года в год получали загадочный диагноз «социальная депривация, двуязычие» и автоматически признавались нуждающимися в компенсаторном обучении. В этом случае родители решили опровергнуть расхожее мнение чиновников, что образование – не в цыганских традициях, дай бог, дети кое-как выучат буквы – и девочки поскорее отправятся замуж, а мальчики – в поле, хвосты крутить лошадям. Несогласные обратились сначала к правозащитникам, а впоследствии в судебные органы, максимально полно документировав претензии.
Иски от нескольких цыганских семей были направлены в районный суд города. После отказа суда первой и затем кассационной инстанции от рассмотрения заявлений по существу была подготовлена жалоба в Европейский суд по правам человека.
Реакция властей на ксенофобию следующая:
Выступая на Форуме европейских и азиатских медиа 9 декабря, Президент РФ Д.Медведев заявил: «Я считаю, что ксенофобские настроения за последние годы усилились, к сожалению. Проблема заключается в том, что эти настроения усиливаются, и не только в России – во многих других государствах тоже. Но мы не должны отвечать за другие государства, пусть они сами разбираются, Европа пусть разбирается, там тоже ксенофобии полно. Мы должны отвечать за себя. У нас эта проблема есть – ею надо заниматься.
Что же касается должностных лиц, как и недолжностных лиц, то за это должна наступать прямая юридическая ответственность – и для тех, кто исповедует такого рода взгляды… Кстати сказать, на уровне должностных лиц, таких у нас практически нет: я за последнее время вообще практически не встречал высказываний лиц, которые облечены властью, на эту тему, – высказываний, которые составляют предмет правонарушения. Но и для других, обычных граждан, это не должно быть каким-то островком, в рамках которого применяется избирательно законодательство: к чиновникам применяется, а к обычным гражданам нет, или наоборот, – все должны за это отвечать.
Если говорить об ответственности, то она должна быть разной: начиная от обычного «промывания мозгов» в тех случаях, когда это ещё действует, и заканчивая суровыми мерами уголовной ответственности».
По материалам novayagazeta.spb.ru и Московского бюро по правам человека.