Общеобразовательная школа N46 в поселке Верхняя Ельшанка Советского района Волгограда планирует ввести дошкольную подготовку для детей цыган-котляров, проживающих в этом регионе, рассказала корреспонденту “Кавказского узла”директор этого учебного заведения Валентина Семененко.
“После нового года мы планируем организовать своего рода подготовительный класс – школу выходного дня. В субботу детки будут приходить и готовиться к школе”, – сообщила Семененко.
Такое решение, по словам директора школы, было принято по итогам круглого стола по проблемам доступа цыганских детей к получению качественного образования, прошедшего 13 сентября в астраханской средней школе N71.
“Эту идею мы приняли на вооружение после того, как увидели, как она реализуется в астраханской школе. Они занимались этим два летних месяца, – отметила Семененко. – Мы, когда вернулись, решили, что откроем подготовительные классы с января, потому что летом сложно проводить обучение – жара, отпуска у родителей, учителей”.
Мероприятие, на котором присутствовала директор волгоградской школы, как пояснила куратор проекта, руководитель программ Антидискриминационного центра “Мемориал” Стефания Кулаева, было проведено в форме научно-практического семинара. Помимо педагогов из Волгограда, в астраханскую школу приехали педагоги и директора школ из Тулы, Пензы, Липецка, Рязани.
“Это школы, у которых одна и та же проблема, – большое количество цыганских детей, которые ходят в эти школы и живут в в цыганских поселках, расположенных неподалеку”, – пояснила директор АДЦ “Мемориал” Ольга Абраменко, добавив, что астраханский семинар стал последним в серии подобных мероприятий, прошедших в школах, с которыми сотрудничает “Мемориал”.
О том, что в школе N71 Астрахани введена практика подготовки цыганских детей, сообщили в ходе первой части круглого стола директор учреждения Евгения Машкова и завуч Сара Шокашева. Они представили подробный доклад о работе, отметив программы, призванные помочь детям цыганской национальности включиться в образовательный процесс.
“Они сделали очень честный, добросовестный, хорошо подготовленный обзор результатов своей деятельности – с фактами, диаграммами, рассказали о школе в целом”, – оценила материал Кулаева.
Как рассказала куратор проекта, представители школьной администрации обратили внимание на то, что с каждым годом в школе увеличивается число первоклашек-цыган, а их средний возраст – уменьшается. “Наши цыганские ученики очень помолодели”, – призналась директор школы Машкова.
“Это очень важный момент, – прокомментировала Кулаева, – Сейчас в первый класс цыганские дети приходят в 7, а иногда и в 6 лет, хотя было время, когда приходило очень много детей старшего школьного возраста, то есть 13-14 лет”. Однако, призналась правозащитница, во многих общеобразовательных учреждениях ситуация не изменилась. Это, по ее словам, создает огромную проблему, потому что, по российским законам, школам не рекомендуется брать в первый класс детей старше восьми лет.
“Получается, что в 9-10 лет ребенок не имеет право начать образование в первом классе, а в какой класс ему идти еще, если он неграмотный?” – спросила правозащитница. “В астраханской школе, – добавила директор АДЦ “Мемориал”, – они принимают и “переростков”.
Получается, что в 9-10 лет ребенок не имеет право начать образование в первом классе, а в какой класс ему идти еще, если он неграмотный?
Кроме того, как признали правозащитники, за время работы над проблемами, с которыми сталкиваются и дети, и учителя, 71-ая школа Астрахани сделала большой шаг вперед. В частности, по словам организаторов проекта, руководство осознало необходимость интеграции детей из цыганских общин в общий школьный коллектив.
“После встреч с нами они пришли к тому, что будущее – за интеграционным образованием, и хотя им еще не полностью это удалось – в школе есть еще отдельные цыганские классы – но они встали на этот путь, – отметила Кулаева.- Первые классы они уже создают интегрированными”.
В АДЦ “Мемориал” подчеркнули, что постепенно изменилось и отношение родителей-цыган к школьному образованию. “Сначала, когда эти цыгане появились там, были различные конфликты, межэтнические в том числе, – рассказала Абраменко, – Но постепенно школа завоевала доверие родителей: цыгане увидели, что им дают не абы каких педагогов, а самых опытных, энтузиастов”.
“Теперь гораздо больше цыган отдают своих детей в эту школу”, – резюмировала правозащитница.
С тем, как программы реализуются в астраханской школе, участники круглого стола смогли ознакомиться и в ходе “открытых уроков”. Так, во время занятия по математике можно было наблюдать, как первоклассники-цыгане осваивали новые обороты русской речи, считали арбузы на интерактивной доске и сравнивали по величине картонные кружочки, а во время урока по обучению грамоте совсем юные школьники знакомились с буквой и звуком “а”.
Эти дети только-только начинают учиться, считают в “Мемориале”, поэтому результатов особо не демонстрируют, в этих уроках важно именно то, что они включены в общую концепцию преподавания “на равных”.
Цыганские дети только начинают учиться, поэтому результатов особо не демонстрируют, но важно то, что они включены в общую концепцию преподавания “на равных”
Также в ходе знакомства с практической деятельностью педагогов астраханской школы N71 был проведен интеграционный урок музыки и рисования, во время которого дети помимо прочего пели частушки собственного сочинения на тему астраханских цыган.
“Это было похоже не на российскую школу, а на какие-то современные западные школы, где во время занятия дети одновременно что-то лепят, танцуют, поют”, – поделилась своими впечатлениями Стефания Кулаева. Правозащитница также отметила занятия с логопедом и психологом, большинство учеников которых составляли дети-цыгане.
Директор АДЦ “Мемориал” считает, что такие специалисты, как логопед и психолог, должны быть в каждой школе, где учатся дети цыганской национальности. “Такие школы необходимо укомплектовать особыми специалистами, которые помогали бы детям адаптироваться к школе и вообще к жизни: обязательно логопед, потому что дети двуязычные, и психолог, потому что у детей есть свои культурные традиции”, – убеждена Ольга Абраменко.
Интеграционный подход к образованию в астраханской школе также был продемонстрирован во время театрализованного представления, которое завершило практическую часть круглого стола.
“Сначала дети, представители основных меньшинств в Астрахани, в национальных костюмах прочитали поговорки на родных языках, а потом была поставлена цыганская сказка”, – рассказала зрительница концерта.
Правозащитники отметили постановку произведения. “Цыганская сказка была инсценирована, я бы сказала, на высоком уровне”, – отметила директор АДЦ “Мемориал”.
Многие проблемы еще остаются нерешенными
Несмотря на некоторые положительные результаты работы школы по поддержке цыганских детей, руководитель учебного заведения в ходе семинара призналась, что многие проблемы еще остаются нерешенными.
“Хотя цыганских детей в школе стало больше, и они теперь ходят “по возрасту”, и все чаще переходят в старшие классы, 11-ый класс почти никто из них не заканчивает”, – пояснила Кулаева. По ее словам, это связано прежде всего с тем, что в некоторых цыганских общинах все еще сильна традиция ранних браков.
“Цыганские дети, к сожалению, пока подвергаются таким насильственным ранним бракам, и это, конечно, должно быть преодолено в том числе и с помощью образования”, – сказала координатор проекта.
Кроме того, как отметила правозащитница из питерского АДЦ “Мемориал”, в цыганских школах сталкиваются и с другой проблемой, связанной с традиционным укладом жизни цыган. “Обычно родители готовят с детьми уроки, помогают им. А в цыганских семьях большое число взрослых – безграмотны. Однако современная система образования требует непосредственного участия родителей в процессе обучения. Поэтому школам с большим количеством цыганских учеников надо думать о других методах”, – объяснила она.
Обычно родители готовят с детьми уроки, помогают им. А в цыганских семьях большое число взрослых – безграмотны. Поэтому надо думать о других методах
В то же время правозащитники признали, что опыт астраханской школы N71 – один из немногих положительных примеров решения этих проблем. Очень часто, как рассказали в “Мемориале”, школы, пытаясь справиться с трудностями в обучении цыган, облегчают им школьную программу или вписывают их в коррекционные классы, несмотря на то, что, как сказала Кулаева, “у них нет особенностей развития”. “Мы приветствуем улучшение условий, но не за счет того, чтобы называть цыганских детей инвалидами”, – разъяснила позицию “Мемориала” правозащитница.
По мнению специалистов центра, это происходит из-за того, что директорам и педагогам не даны инструменты преодоления этих трудностей – они “оставлены один на один с проблемой, которая на государственном уровне даже не признана”. Правозащитники уверены, что именно с поддержкой государства можно помочь образовательным учреждениям адаптировать цыганских детей в российской школе.
“Нужны подготовительные меры, “классы-нулевки”, программы помощи детям в начальной школе, автобусы, потому что часто дети не попадают в школу из-за того, что их некому туда возить, должны быть всевозможные программы позитивных мер с предпочтением интеграции, – считает Кулаева. – И если их не будет, то заявление, о том, что все дети – равны, голословно”.
“Мемориал” намерен продолжать работу в направлении интеграции цыганских детей в образование и расширять круг школ, занимающихся решением этой проблемы. По словам правозащитников, часто учебные заведения, которые в работе с детьми-цыганами сталкиваются с каким-то трудностями, не идут с ними на контакт.
В некоторых случаях, как утверждают правозащитники, инициативу проявляют педагоги, которые непосредственно обучают цыганских детей. Однако нередко бывает и так, что если школьная администрация не приветствует помощь, а педагоги пытаются ее оказать, учителя просто увольняют.
Как рассказала Стефания Кулаева, подобным образом недавно лишилась работы преподавательница начальных классов в отдельной цыганской школе, которая “пыталась поставить ребром вопрос о том, чтобы выпускников ее 4-го класса перевели в нормальную школу и дали им возможность получить среднее образование наряду со всеми”. Когда она пыталась настаивать на этом требовании, ей очень жестко “посоветовали” написать заявление по собственному желанию, рассказала правозащитница.
Круглый стол, на котором учителя и правозащитники обсудили проблемы образования детей цыганской национальности, проходил 14 мая 2009 года и в поселке Верхняя Ельшанка Волгоградской области.
“Методическая тема на уровне РФ не очень разработана, поэтому многие дети из цыганских общин, приходя в школу, не говорят по-русски. А сейчас нет учебников на цыганском языке. Более того, из-за особенностей традиций, эти дети, как правило, рано уходят из школы. Сейчас пока нет учеников старше шестого класса”, – рассказала тогда Стефания Кулаева.
Ранее “Кавказский узел” также сообщал, что для поддержки цыганских учеников АДЦ “Мемориал” разработал проект, в котором участвуют педагоги и директора ряда школ, принимающих детей из поселков компактного проживания цыган. Специально для них разработаны учебные пособия “Азбука для тех, кто изучает русский язык как неродной” и “Краткое руководство по цыганскому языку (кэлдэрарский диалект)” в помощь учителям цыганских классов в освоении цыганского языка.
В Южном федеральном округе России цыгане компактно проживают в Ростовской, Волгоградской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, в Воронежской области. Больше всего цыган живет на Дону – в Шахтах, Таганроге, Мокром Батае.