06.07.2011

Время учить цыган

В Петербурге издана первая в России «Азбука» для детей, не говорящих
по-русски. Но проблем с обучением иноязычных школьников не становится
меньше.

   Антидискриминационный центр «Мемориал» провел в северной
столице круглый стол по проблемам школьного образования цыганских
детей. В то время как в большинстве стран Европы принимается все больше
мер для улучшения качества жизни цыган, в первую очередь для
образования их детей, — в России, по мнению специалистов «Мемориала»,
все еще отсутствует четкий план решения этих проблем. В некоторых
регионах с этими задачами местные власти справляются, но есть и общие
для всех учеников и учителей проблемы обучения. Главная — плохое знание
русского языка детьми, которые приходят в первый класс. Как правило,
цыганские дети не посещают детские сады и не владеют разговорным
русским настолько, чтобы полноценно овладевать школьной программой.
   Очень острая проблема для многих школ, особенно в крупных
городах, где собираются выходцы из бывших советских республик, —
отсутствие учебников. Участникам круглого стола была представлена
«Азбука» для тех, кто изучает русский язык как неродной. Этот учебник
для первоклассников профессор Ирина Лысакова подготовила вместе со
студентами и аспирантами своей кафедры специально для обучения
цыганских детей.
   — У нас существует азбука только для русских детей, —
рассказывает Ирина Лысакова, доктор филологических наук, заведующая
кафедрой межкультурных коммуникаций Педагогического университета им.
Герцена. — Когда мы ее проанализировали, обнаружили, что там очень
много неизвестных для цыган понятий и явлений. Цыганским детям
незнакомы ни русские сказки, ни темы, которые есть в русской азбуке. И
мы пошли от русского как иностранного — начинаем с элементов общения,
учим детей говорить «здравствуйте», обучаем элементарным правилам
этикета, вводим русские звуки и русские буквы.
   Работа над «Азбукой» для детей, не говорящих по-русски,
началась год назад. Причиной стала встреча с учителями из
Адмиралтейского района. Они пришли на кафедру и сказали: «У нас есть
дети азербайджанцы, они не знают русского языка, мы не можем их учить,
помогите нам». Филологи организовали курсы по обучению учителей. Потом
создали разговорник для азербайджанских и грузинских детей. Например, в
азербайджанском разговорнике идет перевод азербайджанских слов на
кириллице и на латинице — в расчете на то, что родители дома помогут
детям. Для цыган эта методика оказалась неподходящей, потому что многие
родители не владеют письменностью. Поэтому учебник составили так, чтобы
им могли пользоваться все учителя, у которых в первом классе учатся
дети, не говорящие по-русски. В книге остались цыганские имена,
некоторые рисунки напоминают о цыганских традициях и обычаях.
   — Государству нужно менять отношение к двуязычию, — говорит
Ирина Лысакова. — Глобализация приводит к тому, что в любом мегаполисе
создаются полиэтнические школы. В петербургских школах учатся дети ста
тридцати национальностей. Проблема еще и в том, что ни на уровне
министерства, ни на уровне роно нет статистики. Я докладывала в
Министерстве образования о существующей проблеме, и первое, о чем
спросил министр, — сколько таких детей в Петербурге? Оказалось, что
никто не владеет этими цифрами. В программе «Толерантность», которую с
размахом осуществляли в Петербурге, не было ни слова о преподавании
русского языка!
   По мнению специалистов «Мемориала», в России сложилась
тяжелая ситуация со школьным образованием именно детей цыган. По словам
руководителя программы защиты прав цыган «Мемориала» Стефании Кулаевой,
большая часть чиновников от образования и власти на местах считают, что
проблемы обучения цыганских детей нет, просто сами цыгане ленятся и не
хотят, чтобы их дети учились. На самом же деле, по оценке
правозащитников, ситуация совсем иная. Во время поездки во Владимирскую
область, в Петушинский и Александровский районы, где расположены
большие цыганские таборы, сотрудники «Мемориала» узнали, что местные
власти разослали по школам циркуляр — не брать в школу детей без
регистрации, что является прямым нарушением закона об образовании и
Конституции РФ. В Коломне Московской области по той же причине ни один
ребенок из цыганских таборов не ходит в школу. В Татарстане сотрудники
«Мемориала» столкнулись с тем, что там есть школы, где учатся под одной
крышей и цыганские дети, и все остальные. Но цыган собирают в одном
классе, независимо от возраста, их на перемене даже из класса не
выпускают, чтобы они сходили в туалет. А когда они просятся в туалет,
им предлагают выйти во двор.
   Еще более печальная картина сложилась в поселке Осельки
Ленинградской области, в двадцати минутах езды от Петербурга. Там в
местной школе создана буквально резервация для цыганских детей: всего в
школе учится 98 русскоговорящих детей и 102 цыгана. Но в корпусе для
цыган нет ни туалета, ни буфета, детей не пускают в туалет на «русскую»
половину, они вынуждены бегать в уличную будку в любую погоду.
   — Это не школа, это сарай, который пахнет сыростью! —
возмущенно говорит цыганка, у которой там учатся дети. — Как танцевать
для депутатов — так все смотреть приходят, а как школу сделать
нормальную — никого нет.

Наталья ШКУРЕНОК

Exit mobile version