23.09.2021

Журнал «Холод»: Человек в аренду

Журнал “Холод”: 

В южных регионах России, экономика которых завязана на сельское хозяйство, в последние годы из-за кризиса и падения курса рубля обнаружилась нехватка рабочей силы. В результате многие фермеры теперь используют фактически трудовых рабов — нанимают людей через посредников, которые держат рабочих в плохих условиях, не отпускают домой, бьют и зачастую оставляют без денег. Специальная корреспондентка «Холода» Виктория Ли съездила в Ростовскую область, чтобы узнать, как устроен рынок «аренды» рабочих.

…По словам Олега Мельникова, лидера волонтерской организации «Альтернатива», занимающейся борьбой с современными формами рабства, модели недобровольного труда, которые описывают собеседники «Холода», начали появляться в разных регионах России примерно с 2011 года. Массовым явлением они стали с 2014-го, когда курс рубля упал, а иностранцы стали отказываться от работы на полях из-за слишком низкой оплаты. Эксперт Антидискриминационного центра «Мемориал» Ольга Абраменко считает, что главная причина, по которой люди попадают в рабство, — безработица и маргинализация социально уязвимого населения. «Таким людям недоступна государственная система соцзащиты, и они становятся легкой добычей преступников», — рассуждает эксперт.

На юге России, как утверждают собеседники «Холода», торговлей людьми чаще всего занимаются цыгане. Стереотип о том, что представители этой нации связаны с криминалом, пришел из Средневековья, но и в современной России они маргинализированы. «Цыгане в нашей стране часто не могут вырваться из замкнутого круга: плохое образование — безработица — бедность и так далее, — объясняет Абраменко. — Понятно, что есть большой риск попасть в криминал».

В 1956 году в СССР вышел указ «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», согласно которому цыгане должны были осесть там, где они в тот момент находились , а за кочевничество могли посадить на срок до пяти  лет. Советская власть выделила цыганам землю, но права на землю и строения документально не оформила. В цыганских поселениях не проведены коммуникации, по современным нормам это самострой, который могут снести. «Из таких довольно бедных условий иноязыкие, инокультурные дети идут в школу, — продолжает Абраменко. — Учителя к этому не готовы, и во многих регионах нашей страны их отсаживают отдельно в так называемые цыганские классы, где нередко дети даже не разделены по возрасту». Из-за низкого качества такого образования цыганам трудно продвинуться дальше начальной школы, и они вынуждены заниматься традиционным неквалифицированным трудом — их фактически вытесняют в нелегальное поле. Олег Мельников утверждает, что в южных регионах России цыгане действительно часто торгуют людьми, однако Абраменко уверена, что на такую точку зрения влияют стереотипы. «Цыгане визуально более  заметны, их легко узнать и обвинить: “Ага, а мы про них-то и раньше слышали, но вот теперь-то мы видим и точно знаем, что это они”», — поясняет она.

«Холод» связался с двумя предполагаемыми рабовладельцами под видом потенциальных заказчиков. Владимир из Багаевского района Ростовской области сказал, что берет 1300 рублей в день за человека. Позже в разговоре с корреспонденткой «Холода» он подтвердил свое имя, но на вопросы отвечать отказался и бросил трубку. Артем из Семикаракорского района сказал, что один рабочий стоит 1100 рублей и он может привезти людей сам. Когда корреспондентка «Холода» попыталась взять у него комментарий для публикации, номер был заблокирован.

По словам Олега Мельникова, эксплуатацией рабочих занимаются представители разных народов и в разных регионах — кроме Ростовской области «Альтернативе» известны похожие случаи в Калмыкии, Ставропольском крае, Дагестане. «Но такое же зло — фермеры, которые пользуются этими услугами, — добавляет основатель “Альтернативы”. — Им так же нужно задавать вопросы»…

Полностью читайте статью в журнале “Холод”