05.04.2012

Раскол цыганского общества в 1990-е годы

Состояние нашего цыганского народа, которое мы видим сейчас, вызывает грустные мысли. Утрата старинных обычаев, языка, много криминала… Как это получилось?

Предки цыган, вышедшие из Индии, не владели ни землей, ни имуществом. В традиционных занятиях и устройстве быта цыган нет ничего загадочного или удивительного: чтобы прокормиться, кочевой народ должен выбирать занятия, подходящие своему образу жизни. Например, можно возить разные товары из одной местности в другую и продавать их. Цыгане издавна разводили лошадей, торговали и меняли их. Лошадям необходима упряжь, подковы, значит, нужны шорники и кузнецы. Кузнечные изделия можно продавать или обменивать у оседлых жителей, можно чинить металлическую посуду, лудить котлы, кастрюли, тазы. Гадание, пение, танцы — тоже традиционные цыганские занятия.

Цыганам на протяжении веков кочевья никогда не было легко. Но обратимся к современности. ХХ век ознаменовался ухудшением в положении цыган. В 1956 году вышел Указ о приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством. За несоблюдение данного закона предполагалось наказание в виде лишения свободы до 5 лет. В это время цыгане осели. Изменились и их занятия: цыгане стали разводить скотину, устраиваться на постоянную работу в колхозы. Хотя мужчины с азартом по-прежнему меняли лошадей, а женщины не оставили гадание. И торговля, в доперестроечное время — незаконная, называемая «спекуляцией», — тоже никуда не делась. Андропов, ужесточая закон о тунеядстве, многих цыган обрек на невыносимое существование: у многих не было официального места работы, а на жизнь они зарабатывали именно торговлей и обменом.

В горбачевское время цыгане начали открыто заниматься спекуляцией. Продажа вещей стала обычным делом: на одном рынке покупали, а продавали по более высокой цене. Особенно высокий доход приносила торговля водкой: «сухой закон», объявленный Горбачевым, имел результатом увеличение потребления спиртного. И вот те самые цыгане, которые трудились и растили скотину, стали получать радость от продажи водки: тяжело работать уже не надо, деньги сами идут в дом. А к «легким» деньгам быстро привыкаешь, и цыганские дети уже не представляли себе, что можно зарабатывать тяжелым трудом.

Но 1990-е годы остались позади, вместе с «сухим законом» и «дикой» спекуляцией. В 2000-е поменялась система, к власти пришли силовики, установившие в стране порядок административными методами. Как цыгане приспособились к современной жизни? С одной стороны, полная свобода действий. С другой стороны, никуда не хотят брать на работу. Почему? Может быть, потому что многие не умеют читать и писать или нет приличной одежды для работы. Как же быть?

Все больше разжигала мысль о легких деньгах. Цыгане воспользовались этой возможностью, ведь у каждого есть семья и ее надо кормить, но выбранная «предпринимательская» деятельность шла полностью вразрез с законом, обществом и здоровьем населения. На северо-запад России хлынули наркотики, в момент ставшие модным атрибутом ночных клубов и вечеринок. Дело сделано, люди «заражены», и теперь не интересно, да и скучно без наркотиков. У многих появился вопрос: «Где приобрести яд?» Все знают: у цыган есть. «Больной» идет и получает лекарство. А у цыган изменились стандарты жизни: дома должны быть двухэтажные, машины только хорошие, и золото исчисляться не в граммах, а в килограммах.

Но в противовес богатству и свободе рынка выступает бедность. В 1990-2000-е годы растет и слой бедных цыган, которые довольны «куском черствого хлеба». Борьба за большие деньги не затуманивает глаза честного народа. Кто-то изо дня в день ищет кусок железа, чтобы сдать и накормить семью, или ждет лета для того, чтобы пасти скотину, осенью собирают  ягоды. Это становится обычным ремеслом для оправдания стола.

Глядя на богатого, бедный завидует и стремится к такой же «легкой» жизни. Тут-то и ступает он на плохую дорожку, и, как правило, попадается. Чаще всего именно те, кто имели лишь небольшой куш, пополняют ряды осужденных в колониях. В Новгородской области насчитывается 4 учреждения для содержания осужденных, в каждом из них несколько десятков цыган разных возрастов. Объединяет их не только происхождение, но и статья, по которой в лучшем случае дают 8 лет, а могут дать и все 15 лет лишения свободы.

Вот пример одного из них. В среднестатистической семье, вырос юноша, которому имя Миша, —  не избалованный жизнью, но и ни в чем не нуждавшийся. Общаясь с ровесниками, видел он у них золотые печатки, мобильные телефоны последней модели, видел, что они себе ни в чем не отказывают. И поселилась зависть у Миши в сердце, и стал он интересоваться, как быстро приобрести много денег. «Добрые люди» его научили, но продолжалось это недолго: поймали юного Михаила, когда ему было от роду 21 год, осудили и лишили свободы на 10 лет. Вот порок и его результат. Что ожидает этого юнца в будущем? Станет ли он полноценным человеком в обществе, или изгоем станет он? Самые богатые находят деньги откупиться, ведь коррупция в нашей стране, как неизлечимая язва, делает свое дело. Но, ромалэ, надолго ли хватит вас и ваших денег? Целыми семьями страдает цыганский народ, и виной всему легкие деньги.

На фоне беззакония в 2000-е годы у цыганской молодежи появились и добродетельные влечения, хотя, к сожалению, не у многих. В высших образовательных учреждениях на юридических факультетах обучаются цыгане. Их кредо – доказать, что мы не все такие, как внушают, что есть добросовестные и честные люди. Специальность юриста стала модной, даже с высокомерием говорят родственники о своем отпрыске-студенте, упоминая его имя за столом.

Следствием произошедшего стало разделение цыганского общества на богатых и бедных. Этот факт отразился на культуре и традициях цыган. Те вековые традиции, которые хранились в недрах цыганской культуры, терпят крушение и распад. Наглядным примером служит свадебный обряд. Совсем недавно ценилось доброе имя рода и его благочестие, и никто не смотрел, богат ты или беден. Женились и были рады союзу молодых, не преследуя никакой корысти. Но изменились отношения к выбору невесты или жениха: богатый обязан, именно обязан взять в жены подобную себе. На первое место встал денежный доход, а ценности хорошего родительского воспитания, благочестия, целомудренности уходят на второй план. Цыганский язык стал использоваться все реже, и русские слова все чаще звучат в речи цыган. Заметно изменилось отношение друг к другу: брат брата избегает при встрече, поддержка и взаимопонимание догорают как свеча, и лишь немногие стоят на страже вековых обычаев, не давая совсем умереть культуре и традициям древнего, добродушного и творческого народа.

Романыпэ, «цыганство», отживает свой век, а ведь именно это помогло цыганам выжить. Умирает оно в то время, когда нет особенных притеснений: лишь пороки корыстолюбия, зависти, тщеславия и высокомерия привели к тому, что цыганское общество раскололось и видоизменилось. Наши дети видят уже остатки великого «романыпэ». Жаль…

 

Михаил Цыбульский