05.10.2022

Репрессии против памирцев в Таджикистане: многочисленные жертвы, беззаконие, безнаказанность

Здравствуйте уважаемые участники сегодняшней встречи. Хочу поблагодарить организаторов этого ивента за возможность рассказать о трагедии маленького народа.

18 мая этого года в городке Вамар – административном центре Рушанского района Горно-Бадахшанской автономной области – произошло событие, которое в прессе окрестили «Рушанской Бучей», по аналогии с кровавыми событиями в Украине.

Эти два события по своей жестокости и бесчеловечности поражают сознание. Защита своей собственной идентичности и права считать себя тем, кем ты являешься по праву рождения и быть тем, кем ты себя чувствуешь, в обоих случаях, к сожалению, закончилась катастрофой.

(Показ фотосвидетельств Рушанской резни)

На фотографиях вы видите 4 друзей, жителей селения Дерзуд. 17 мая 2022 года несколько сотен жителей Рушанского района в городке Вамар приняли участие в гражданской акции несогласия с решением таджикских властей провести военную операцию против участников мирной акции протеста в городе Хорог – административном центре ГБАО.

Ардашер Муносибов– единственный сын своих родителей. На снимке запечатлен отец Ардашера, склонившийся над сыном. Тогда и сейчас, этот убитый горем отец и есть символ памирцев, которые не знают, что делать со своей трагедией и болью и есть ли кто-то в этом мире, кто прислушается к крику о несправедливости.

Перед смертью все четверо были подвергнуты изуверским пыткам и побоям. Во время этих многочасовых незаконных допросов их оскорбляли по этническому и религиозному признаку.

Например, убитому Шухрату Руштову сказали, что памирцев нельзя хоронить, как мусульман, потому что у них грязная и неверная религия, а они сами тоже нечистые. За попытку защититься словесно Шухрату Руштову, по нашим данным, отрезали язык и гениталии.

Это тело жителя Вамар – Едгора Амрихудоева. Его забрали прямо с работы. Он даже не был, как и многие другие погибшие, участником гражданской акции несогласия. Один из свидетелей рушанской бойни рассказал мне, что видел, как спецназовцы кололи ножами обнаженные тела убитых, приговаривая: «Это судьба тех, кто считает себя памирцами, а не таджиками».

Вина всех этих зверски убитых людей заключалась в том, что они являлись этническими памирцами.

В ходе, так называемой контртеррористической операции в Вамаре, были жестоко убиты более 40 человек. Президент Рахмон, являющийся бессменным главой Таджикистана более 30 лет, заявил, что лично отдал приказ о начале зачистки региона.

Памирцы – это этническое и религиозное меньшинство Таджикистана, официально не признанное со стороны таджикских властей. Это народ с очень древней и трагической историей, на протяжении которой памирцы неоднократно подвергались дискриминации и физическому уничтожению со стороны различных сил именно из-за своей идентичности. Памирцы – шииты-исмаилиты, в отличие от суннитского большинства Таджикистана. Во время гражданской войны в Таджикистане шли массовые этнические чистки памирцев. Тысячи убитых, имена которых до сих пор неизвестны широкой общественности.

С 2012 года по сегодняшний день от рук таджикских силовиков погибли не менее 100 человек. Многие из них подверглись внесудебным казням. Ни по одному случаю убийств не были возбуждены уголовные дела, не проведены судмедэкспертизы и не наказаны виновные.

Вот один из самых ярких примеров безнаказанности: прокурор Мухтор Ахрорзода – сотрудник областной прокуратуры в Хороге. Он открыто в социальных сетях пишет, что изнасилует всех памирцев от 7 до 70 лет. И он продолжает работать.

За последние полгода сотни жителей ГБАО были арестованы. У них нет адвокатов. Следствие и судебные процессы проходят в закрытом режиме. Большинство таджикских адвокатов не хотят брать дела памирцев, опасаясь лишиться адвокатской лицензии. В приватных беседах они признаются, что приказ об отказе они получают сверху.

Под видом переписи населения собирается информация о памирцах и членах их семей, особенно тех, кто живет, работает или учится за пределами Таджикистана. Власти контролируют денежные переводы мигрантов-памирцев. За каждый перевод денег из- за границы памирцам приходится давать отчет.

В YOUTUBE можно найти видео спецоперации в Хороге от 2012 году, в котором таджикские военные оскорбляют памирцев, называя их “ганцами”, “неверными», «грязными», и заявляют, что всех памирцев следует убить. Это видео снято самими спецназовцами и именно ими же выложено в Интернет.

Памирофобия – это проблема не отдельных таджикских националистов, а таджикских властей, в целом. Их не устраивает, что памирцы считают себя памирцами, а не таджиками. Власти негласно запретили памирцам говорить на своих родных языках в государственных учреждениях. Памирцам не разрешается печатать книги, журналы и газеты на своих языках, несмотря на закон о языке, в котором государство обязывается создавать условия для развития памирских языков.

В 2011 году на созданной мной радиостанции «Имруз» было решено открыть часовую программу на одном из памирских языков. Однако моя инициатива не понравилась властям, и мне рекомендовали снять программу с эфира, в обмен на свободу моих сотрудников.

ГБАО – крупнейший регион Таджикистана и этот регион не имеет ни одного неправительственного СМИ, в том числе на памирских языках. Все усилия создать эти СМИ не принесли результата, потому что президент Рахмон в появлении свободной прессы видит угрозу безопасности своей власти, а в формировании СМИ на языках меньшинств – угрозу национальному государству.

Таджики других регионов страны всегда называли жителей Бадахшана «памирцами» и считали их другими. Власти неофициально тоже называет их «памирцами». Вот уже 30 лет памирцы живут, испытывая жесточайшее давление и гонения. Религиозная дискриминация является одной из проблем таджикского общества. Принятый несколько лет назад закон о религии провозглашает суннитский ханафитский мазхаб – главным и основным религиозным направлением страны.

Что делать?

  • Лидеры государств и международные организации должны обратить внимание на проблемы дискриминации памирцев в Таджикистане. Тщательно изучить все факты и доказательства преследования и травли памирцев.

  • Оказание финансовой, психологической и юридической помощи памирским активистам и их родственникам, которые сегодня подвергаются преследованиям и заключению.

  • Необходима помощь в создании и свободном функционировании общественных организаций, независимых СМИ для защиты прав человека и национальной идентичности малых этнических групп, проживающих на территории Таджикистана.

Рустамджон Джониев

this post is also available in: Английский