C 9 по 13 февраля 2006 года в венгерском городе Печ проходил семинар участников всемирного волонтерского движения, занятых в образовательных мероприятиях проекта «Roma-Gadje Dialogue» («Диалог цыган и нецыган»).
Подавляющее большинство участников являются представителями стран Евросоюза. Исключение составили несколько представителей Украины — страны, которая принимает все меры для скорейшего вступления в ЕС, и автор этой статьи. Впрочем, петербургский «Мемориал» мы представляли втроем — вместе с нашими немецкими волонтерами Терезой Таммер и Барбарой Ольтерсдорф.
Печ — столица южной области Барания — был избран в качестве места проведения семинара не случайно. Расположенный в 30 километрах от хорватской границы, город за долгие столетия своего существования находился под властью римлян, позднее — турок, затем входил в состав Австро-Венгерской империи. Народы, населявшие его, их религиозные и культурные традиции сформировали облик нынешнего Печа, раскинувшегося на холмах, сосчитать которые я так и не удосужилась. Узкие улочки приводят к площади, и без того немалое пространство которой представляется просто колоссальным именно потому, что открывается взгляду так внезапно. Оказывается, что парк, украшенный фонтанами и современной скульптурой, разбит вокруг руин раннехристианской церкви. Площадь перед собором святого Иштвана, безлюдная в будние дни, по выходным превращается в колоссальный паркинг, поражающий своими размерами не меньше, чем сам собор. А на мраморную статую самого святого, стоящего на невысоком постаменте, помимо прохожих во плоти и крови взирает еще один зритель — бронзовый. То, что это скульптура, понимаешь не сразу. Поначалу словно ощущаешь чей-то взгляд и, обернувшись, видишь статного мужчину в плаще-крылатке, опирающегося на перила балкона. Вглядевшись, понимаешь, что перед тобой Ференц Лист…
Свернув во двор жилого дома, буквально натыкаешься на высеченные из песчаника фигуры двенадцати апостолов, каждая из которых выше человеческого роста. Эти гиганты мирно выстроились вокруг баскетбольной площадки… Рядом с огромным зданием бывшей мечети, превращенной в католический храм, стоит электронный карильон, созывающий прихожан к воскресной вечерне…
Вот такой он — город Печ, в окрестностях которого много столетий обитают цыгане. За несколько дней нам удалось познакомиться с рядом образовательных проектов, которые осуществляются для цыганских детей на территории города и области.
Одна из них — программа дошкольного образования, то есть детский сад для цыганских детей. Она развивается по инициативе и при существеннейшей поддержке церкви. Помимо заботы о детях детский сад позволил нескольким десяткам молодых цыганок начать работать. Ведь здесь матери могут со спокойной душой оставить малышей, зная, что они будут и накормлены, и присмотрены, да и о их начальном образовании позаботятся — дети будут прекрасно подготовлены к школе.
Для школьников предлагается вариант «группы продленного дня» или клуба по интересам. Подросткам отдан во владение небольшой, но вполне добротный частный дом. В нескольких чистейших комнатах с белоснежными стенами и сияющими полами расположились библиотека, игровая комната, компьютеры с выходом в Интернет и, конечно, кухня — центр местного универсума. На кухне пекут домашний хлеб, пьют чай и кофе и ведут долгие задушевные разговоры. Царит над всем — Жужа, величественная, добрая и необычайно смешливая. Еще несколько лет назад ей самой приходилось отстаивать право цыганской девочки на образование в семье, которая отнюдь не была расположена ей помогать. А сегодня она не просто помогает своим наставникам — на ней лежит основная часть работы по руководству домом.
Безусловно, всем участникам семинара запомнился вечер, проведенный в Манфе. В этом замечательном доме в окрестностях Печа живут несколько десятков подростков. Точнее, это не один, а несколько двух-трех-этажных домов коттеджного типа, примыкающих друг другу. Комплекс включает спальни для мальчиков и девочек, библиотеку с компьютерами, подключенными к Интернету, учебные комнаты, помещения для игр и даже танцев. Последнее, кстати, очень интересно устроено и представляет собой половину цилиндра или, если хотите, огромной прозрачной трубы. Сам архитектурный проект очень остроумный и даже веселый. Не удалось расспросить об авторе, но его явно делали молодые люди, если не по паспорту, то по душе — точно.
По нашим представлениям, это интернат или детский дом. Только дом в самом настоящем, «теплом» смысле слова. Хозяева к нашему приезду готовились и встречали гостей с огромным энтузиазмом, но никакой показухи не было и в помине. В спальнях, конечно, специально навели порядок, но оторвавшаяся книжная обложка, забытая на ступеньках, пыль на оригинальном, но слишком высоко висящем коллаже, создавали то особенное ощущение не «вылизанного», а живого дома, где много спорят, шумят, смеются, плачут и очень-очень-очень любят друг друга.
Вечер был построен так, что общались мы в основном с ребятами. И это правильно — гости из разных стран, к ним столько вопросов! Но уже тогда стало очевидно, то, что жизнь в Манфе такая, какая она есть, — это колоссальная заслуга именно педагогов. К сожалению, с ними нам почти не довелось пообщаться, но в любом доме старшие учат младших. И если дети настолько свободны, раскованны, доброжелательны, открыты миру и внимательны по отношению к окружающим, значит, кто-то их этому научил и показал пример!
Все важные проблемы здесь решаются сообща — на семейном, «домашнем» совете: отношения друг с другом, поступление в новое учебное заведение, значительные приобретения. Практически у всех ребят есть собственные семьи, которые они могут навещать в выходные или во время каникул. Но все хотят вернуться сюда, потому что здесь живет кусочек их сердца.
Для того чтобы попасть сюда, нужно стремиться получить образование. То есть учатся воспитанники Манфы в различных школах и колледжах, но при этом у них появляется место, где им не только не препятствуют, но активно помогают, где десятки новых братишек и сестренок разделяют тягу к знаниям, стремление к достижению нового, непривычного для традиционного уклада цыганской общины. Кстати, это ведь некоторым образом снимает нагрузку с многодетных малообеспеченных семей.
Одно из мест, где учатся дети Манфы, — «Школа Ганди». Это уникальное учебное заведение, носящие имя великого индийского учителя, заслуживало бы совершенно отдельного рассказа. Во-первых, это одна из трех национальных школ, существующих сегодня в Венгрии (две другие — немецкая и хорватская), где преподавание ведется по системе, разработанной венгерским педагогом Янушем Богдановичем. Сегодня в школе, основанной в 1991 году, учатся сотни цыганских подростков со всей страны.
Ребята приходят сюда сами, зачастую преодолевая сопротивление семьи. Естественно, на потенциальных кандидатов указывают и педагоги начальной школы — ведь «Ганди», по сути, гимназия, самые маленькие здесь — пятиклассники.
Учебный процесс проходит в двух огромных зданиях, отстоящих друг от друга на несколько кварталов. Первое — просторное и светлое — еще как-то можно сравнить со знакомыми нам хорошо обустроенными школами в новых районах. Однако крыло, занимаемое библиотекой, оборудованной при помощи и содействии Гёте-института, если и напоминает что-то, то скорее платные отделения модных вузов, готовящих бренд-менеджеров или специалистов еще каких-то столь же мудреных специальностей.
Гости окончательно теряют дар речи (хотя бы на время) в новом корпусе: грандиозное здание с обилием света, зимними садами, оформленное и отделанное с огромным вкусом и сияющее чистотой — от стекла на входной двери до мусорной корзины.
В одной из аудиторий мы общались с учениками. И вновь времени на все не хватило! Очень хотелось побольше расспросить ребят о планах, об отношении к учебе домашних, живущих зачастую в сотнях километрах от Печа.
Сами ученики «Школы Ганди» с огромным интересом задавали вопросы волонтерам и тем, кто ответствен за организацию их работы, например нашему итальянскому другу Марко, экологу по специальности.
Разнообразие планов и широта интересов ребят впечатляет: кто-то мечтает стать политологом, кто-то — специалистом-филологом, а кто-то — милиционером или социальным работником. Еще в «Школе Ганди» очень увлекаются иностранными языками, особенно немецким. А те, кто достигает в изучении немецкого наибольших успехов, во время летних каникул отправляются в образовательный круиз по Северному морю.
Планов и надежд у ребят множество. И очень хочется пожелать им всем удачи.
Сколько написала, а ведь это далеко не все венгерские впечатления. Видимо, придется продолжить…