7х7: Как живет село Чемодановка под Пензой спустя год после массовой драки русских и цыган

11.06.2020

7х7:

Власти Пензенской области с самого начала назвали конфликт бытовым, местные жители были уверены, что драка с цыганами носила межнациональный характер.

О выселении цыган нет однозначной информации. Глава сельсовета Чемодановки Сергей Фадеев 17 июня 2019 года заверил, что всех цыган принудительно выселили в Волгоградскую область. После того как СК и прокуратура заявили, что это незаконно, пресс-служба губернатора сообщила, что 100 цыганских семей уехали сами. В УМВД по Пензенской области подтвердили, что эвакуации местных жителей не было, люди сами решили покинуть свои дома. Бежавшие в Астраханскую область цыгане говорили, что пытались уехать на своих машинах, но с полдороги их вернули, привезли в отделение полиции Пензы, отобрали телефоны и заставили сказать на камеру, что они уезжают добровольно. После этого им дали автобус до Волгограда, а там пересадили на автобус до Астраханской области.

19 мая 2020 года в Пензе начался судебный процесс по делу о массовой драке в Чемодановке. На скамье подсудимых 28 цыган. Их защищают 32 адвоката. По данным пресс-службы Пензенского областного суда, в процессе задействовано около ста участников. Из-за режима самоизоляции заседания отложили сначала до 3 июня, а потом до 16 июня. Журналистов и слушателей в суд не пустили.

— Увы, это [что отказались общаться с журналистами] типичное поведение цыган в подобных случаях, — говорит эксперт антидискриминационного центра «Мемориала» Сергей Михеев, который занимается проблемой ромов («европейских» цыган) и приезжал в Чемодановку в 2017 году. — Они очень пугливый народ, и как только чувствуют опасность, сразу прячутся. Еще они боятся, что информация будет преподнесена в искаженном виде. После прошлогоднего инцидента большинство СМИ пишет о цыганах либо как об инициаторах конфликта, либо как-то очерняют их — что они воруют или торгуют наркотиками. Из этого складывается негативный образ всех цыган, а не отдельных людей, виновных в тех или иных деяниях.

Протестантский пастор и член совета по взаимодействию с религиозными объединениями Пензы Сергей Киреев знаком с чемодановскими цыганами больше четырех лет. При пензенской церкви каждое воскресенье проходят богослужения специально для цыган Чемодановки и работает воскресная школа. В протестантской общине около 50 цыган: и взрослые, и дети. Эти цыгане, уверяет Сергей Киреев, не воруют, не пьют и не торгуют наркотиками. Некоторые цыганки из общины сейчас работают уборщицами, красят столбы и чистят дороги. После конфликта, по его словам, еще больше цыган пошли работать и повели детей в школу. Они не хотят общаться с журналистами, чтобы не бередить прошлое. После драки они сбежали, а когда вернулись, у некоторых были разграблены дома. Теперь им заново нужно восстанавливать хозяйство.

— Они воспринимают это в какой-то мере так: все прошло, слава богу, давайте жить дальше и к этому не возвращаться. За год цыганами начали как-то заниматься, в их домах проверили электропроводку и счетчики на расход электричества, — говорит пастор. — Но изменилась не только инфраструктура. По крайней мере, когда приезжаешь в Чемодановку, уже не страшно. Видно, что конфликт немножко себя пережил. Люди помнят то страшное, что случилось. Покинуть свои дома и несколько месяцев буквально скитаться… На мой взгляд, ни цыгане, ни русские не хотят повторения этой истории.

Полностью статью читайте на портале 7х7

  • Все отчеты Все публикации