21.03.2021

Гендерные стереотипы и профессии – исследование компании “МегаФон” и самиздата «Батенька, да вы трансформер»

Многие представления о роли и обязанностях мужчин и женщин в обществе, запреты и правила существуют тысячелетия, другие появились всего 50−100 лет назад. Они влияют на нашу социализацию, заставляют ориентироваться через стереотипы и мешают строить желанную карьеру и жить как хочется. Есть ли у достижений и счастья гендер? И как сделать так, чтобы люди вне зависимости от пола могли реализовывать свои профессиональные мечты? Эти вопросы стали поводом для совместного исследования “Гендерные стереотипы и вы” самиздата «Батенька, да вы трансформер» и компании МегаФон. 

В исследовании они рассказывают истории женщин, уже работающих на считающихся “мужскими” профессиях и мужчин, занятых в секторе “заботы”, приводят статистику как гендерное разделение труда влияет на мужчин и на женщин и снижает уровень жизни в обществе. В статье есть советы как достичь гендерного балланса в компании и почему это выгодно.

36-летняя москвичка Женя Маркова, девушка с длинными светлыми волосами, любящая кататься на коньках и ходить по музеям, объясняет, почему вот уже четыре года работает дальнобойщицей. Слышать, что водить, и тем более грузовики, — это не женское дело, ей приходилось особенно часто. А она мечтала об этом с детства и на полном серьёзе планировала стать дальнобойщицей. За право заниматься любимым делом ей пришлось бороться и протестовать.

Только с 1 января 2021 года Женя стала дальнобойщицей по закону. В России из списка запрещённых профессий вычеркнули примерно триста. Из тени вышли женщины — матросы и капитаны, трактористки, машинистки поездов и промышленные скалолазы. И это произошло не без Жениного участия.

— Мы сделали для этого всё возможное и невозможное. Когда мы начинали кампанию за отмену закона, нас, дальнобойщиц, было только двадцать. А ещё раньше за отмену этого глупого запрета начала бороться Света Медведева, капитан речного флота. Она не просто что-то писала: она ходила по судам и сделала очень много для этой отмены, сильно больше, чем я. Она добралась до Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. И там признали российский закон дискриминационным и посоветовали России изменить Трудовой кодекс.

Однажды Женя увидела объявление правозащитной организации АДЦ «Мемориал», в котором говорилось, что там готовы заниматься темой дискриминационного закона, и предлагалось обращаться всем желающим. Она и обратилась, и с этого момента началась её активистская жизнь. Но просто говорить о теме на конференциях ничему не помогало. Однажды, по совету правозащитников, Женя написала обращение уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой и организовала сбор подписей среди женщин, которые уже работали в запрещённых для них областях.

— Сначала, конечно, пришёл отказ. Видимо, в секретариате его всем печатают автоматически. Но через пару дней я сидела в одном из кафе на трассе — и там в телевизоре Москалькова говорила, что ей пришло письмо от женщин и она подумала, что раз они уже в этих профессиях, то, может, тогда пусть работают кем хотят. Это была осень 2017 года. Депутатам понадобилось больше двух лет, чтобы наконец отменить запрет. Но, к сожалению, не все профессии, в которых работают женщины, были вычеркнуты из списка запрещённых.

Женя считает, что отмена запретов связана не только с активизмом многих людей, но и с экономической ситуацией. Зарплаты дальнобойщиков, как и зарплаты в других областях, упали. А когда где-то начинают меньше платить, эту работу сразу готовы выполнять женщины, уверена Женя. Если для какого-то мужчины 75−100 тысяч рублей сегодня мало, то для женщины, которая до этого работала на кассе в «Пятёрочке», и не в Москве, это огромные деньги.

Но для Жени её работа — это не только про деньги: это настоящая мечта. Она искренне считает свою профессию романтичной: «Куда уж скрывать: мы много видим, много красоты. И чёрт с ними, с этими стереотипами и запретами!»

Сегодня списки запрещённых для женщин профессий действуют примерно в ста странах мира, в том числе в бывших советских республиках — Украине, Беларуси, Туркменистане и Казахстане. В качестве главной причины запретов называется забота о репродуктивном здоровье женщины. ООН считает все эти законы дискриминирующими.

Полностью читайте исследование компании “МегаФон” и самиздата «Батенька, да вы трансформер»