18.10.2013

Страх перед национализмом заставляет Кремль трусливо реагировать на проявления расизма, считают эксперты

Сразу после смерти Егора Щербакова в Бирюлёво Западное начались массовые акции протеста с участием жителей района и местных националистов, которые требовали от силовых структур не только найти и наказать убийцу молодого человека, но и проверить всех мигрантов, проживающих в районе.Данная акция переросла в беспорядки. Группа молодых людей начала выкрикивать националистические лозунги, переворачивать машины, разгромила находящиеся неподалёку торговый центр «Бирюза» и овощную базу, на которой трудились выходцы из стран Центральной Азии и Кавказа.
В связи с произошедшими событиями в Москве, «Жараён» обратился за комментарием к руководителю программ антидискриминационного центра «Мемориал» в Санкт-Петербурге Стефании Кулаевой.

Жараён: Госпожа Кулаева,несмотря на то, что следствие по делу об убийстве Егора Щербакова не закончилось, не было суда, вся вина в этих событиях уже легла на плечи приезжих из стран Центральной Азии, Кавказа… СМИ, политики – как провластные, так и оппозиционные – опять продолжают валить всю вину на трудовых мигрантов.

 

Вчера в день празднования мусульманского праздника Курбан байрам хакеры атаковали центральные мусульманские сайты в России, осквернив священную книгу Коран, сегодня стало известно о смерти в Москве одного гражданина Узбекистана и гражданина Азербайджана. Наблюдатели считают, что это было неким «ответом» русских националистов и скинхедов на убийство Егора Щербакова.

 

Как Вы считаете, к каким последствиям может привести стечение таких обстоятельств в России?

 

Стефания Кулаева: Случившееся в Бирюлёво – трагедия. Трагедия гибель Щербакова, кто бы не был его убийца. Трагедия, произошедшая под предлогом этой гибели, бунт и погром. Всем было ясно с самого начала, что уж овощебаза не может иметь отношение к гибели молодого человека, как и торговый центр. Но беспорядки, начавшиеся со «схода» у отделения полиции (что ещё как-то объяснимо, когда люди требуют расследования и предотвращения преступлений) быстро переросли в погром всех «нерусских», хотя никаких причин винить в чём-либо работников овощебазы не было, и быть не могло (задержанный подозреваемый оказался таксист). Мы не знаем пока обстоятельств смерти узбекского рабочего, но видео погром в Бирюлёво, крики (в том числе много женских!!!), что надо «их резать» и тому подобные делают очень вероятной версию о расистском мотиве нападения. Атака на сайты в этом контексте выглядит уже как невинная шалость…

 

 

Жараён: Почему, по Вашему мнению, российское общество сегодня так болезненно относится к вопросу миграции? Считаете ли Вы, что в этом главную роль сыграла нынешняя политика российских властей?

 

 

Стефания Кулаева: Политика властей противоречива. Власть у нас срослась с бизнесом, а значит, заинтересована в миграции. Но страх перед национализмом, который становится на глазах едва ли не главной неформальной политической силой страны, заставляет власть трусливо реагировать на проявления расизма – задерживать после погрома тысячи трудовых мигрантов, а не сотни погромщиков, закрывать под надуманным предлогом овощебазу (что ударит, несомненно, по самим жителям города и района, в чьих интересах, якобы, совершался погром, но дёшево купить продукты им теперь будет негде), ужесточать репрессии так называемых «нелегалов».

 

 

Тем не менее, было бы упрощением обвинять во всем только власть. Расизм, ксенофобия, немотивированная ненависть к мигрантам – болезнь очень большой части российского общества. Платить за это приходится не только приезжим, но и самим россиянам, боюсь, придётся заплатить высокую цену за этот нелепый страх, зависть, ненависть и агрессию. Уроки истории надо понимать и принимать, а не повторять ошибки ХХ века…

Читать полностью