06.02.2013

Сносы цыганских домов в Кемерово

Мой борт идет по глиссаде, в иллюминатор виден заснеженный город, и огромный слой инея на деревьях подсказывает мне, что вскоре мне предстоит на себе испытать настоящий сибирский мороз. Голос командира экипажа заботливо доносит до моего сонного сознания: «Уважаемые пассажиры, за бортом минус 36». Прекрасно я в Кемерово.

Первый вдох обжигает легкие, второй заставляет задуматься, а не рвануть ли мне обратно на борт и жалостливо начать умолять командира забрать меня куда-нибудь в более теплые края, но нет – я здесь по делу. Мне предстоит выяснить, почему накануне таких морозов некоторые жители цыганского поселения в селе Топки остались без крыши над головой.

С горем пополам добравшись до гостиницы, урываю пару часов сна и отправляюсь на поиски цыганского поселения. Заботливые жители Кемерово подсказывают, как добраться до автовокзала, с которого я должен был бы и попасть в село, но за полчаса ожидания на остановке так и не появилось ни одного автобуса. Пришлось ехать на трамвае, которого пришлось ждать еще полчаса. Вот я и на автовокзале, и еще через час стартовал мой автобус до села Топки. В автобусе выясняю, где лучше выйти. Милая бабушка рекомендует «на следующей». Вышел. Потом пришлось пешочком протопать на другой конец села, но зато по дороге оказалось кафе, где можно было согреться. Правда, познакомившись с контингентом завсегдатаев кафе, я решил, что у цыган будет всяко поспокойнее, хотя расставаться с теплом было почти невыносимо.

Наконец на горизонте показались постройки знакомой архитектуры и фигуры в знакомых традиционных нарядах. Здороваюсь, сразу приглашают в дом. С порога слышу вопрос: «А ты видел ролик на ютубе, «фашисты-2012» называется? Мы вот все засняли, посмотри». – «Видел-видел, потому и приехал, рассказывайте».

История началась в 2011 году, когда администрация города Топки, подала иск о сносе незаконных построек, выиграла судебное разбирательство, и в октябре 2012 года решение суда было приведено в исполнение. В результате было снесено 5 домов, несмотря на то, что в них проживали как малолетние дети, так и старики. Снос производили по всем законам жанра, с ОМОНом, судебными приставами и бульдозерами. «Мы похватали, что под руку попалось, и выскочили из домов, спасли документы и по мелочи что успели», – говорит один молодой цыган, чей дом был снесен. «Собак вот еще очень жалко, трое со щенками под завалами так и остались. Мы им кричали, кричали, чтобы дали возможность собак вытащить, но они как глухие были, не реагировали ни на что».

Цыгане своих не оставили в беде – разместили в домах родственников, в тесноте да не в обиде. «Да мы бы и оформили все как положено, но с приходом нового мэра к нам сильно изменилось отношение: землю не дают, грубят везде». Из разговоров с жителями поселения и чиновниками выяснилось, что к цыганам действительно относятся с крайним пренебрежением, и в планах администрации города – добиться выселения цыган. Для этого администрацией готовятся новые иски о сносе построек.

В пяти домах проживали около 35 человек, а под угрозой сноса находятся еще 18 домов. Страшно подумать, в каком положении окажутся люди, если их лишат жилища. Для предотвращения повторения этой истории АДЦ «Мемориал» будет продолжать следить за развитием ситуации, а также примет непосредственное участие через местных юристов в судебных тяжбах с администрацией города.

Петр Краснов