25.01.2023

Социальная изоляция, игнорирование потребностей и множественная дискриминация: с чем сталкиваются украинские ромы во время войны

Отсутствие документов, сложности при эвакуации, отказ в гуманитарной помощи и социальной поддержке — все это ежедневная реальность ромских семей, бежавших от войны. Центр прав человека «Zmina» опубликовал репортаж, в котором собраны их истории.

С февраля 2022 года около 100 тысяч украинцев ромского происхождения вынужденно покинули свои дома. Ромские семьи – преимущественно женщины с детьми – пытались уехать из Запорожской, Херсонской, Харьковской, Донецкой и Луганской областей в другие страны, однако стать беженцами смогли не все. Ведь у многих ромов не было документов или денег, а кто-то просто не успел выехать с захваченных территорий.

Одна из героинь репортажа «Змины» – Екатерина из Мелитополя. 24 февраля мирная жизнь матери четырех детей превратилась в кошмар: ночлег в бомбоубежище, постоянный страх за жизнь детей:

«Когда начались постоянные взрывы, мы побежали в школу и там прятались в подвале. Там не было ни еды, ни воды. Я могу потерпеть, а детям это как объяснить? Так мы сидели четыре дня. Спали в одежде. Я не могла даже сбегать домой из-за обстрелов. А вдобавок у одного из малышей поднялась температура из-за волнения, вплоть до 39–40°С. Когда все утихло, мы смогли выйти. Дети были обессиленные, голодные, бледные».

Когда взрывы затихли, семья вернулась домой, но всегда была наготове бежать в укрытие, так как город обстреливали каждую ночь. Мелитополь оккупировали через несколько дней после начала вторжения. В захваченном городе Екатерина прожила с детьми четыре месяца. Затем решили выезжать – получилось со второго раза, на попутках удалось добраться до Запорожья. Дорога из Мелитополя в областной центр на тот момент стоила 5 тысяч гривен с человека (до войны – 200 гривен). Деньги на эвакуацию семье предоставил Ромский женский фонд «Чирикли».

«На самом деле, я до сих пор не понимаю, как мы выжили. Попали под страшные обстрелы. Один раз от взрыва окна в машине разбились внутрь и посыпались прямо на нас. У водителя улетело колесо. Я думала, что мы погибнем. Накрыла собой четырех детей и начала молиться, что если наш день и время пришло, чтобы Бог забрал меня, а их оставил», – вспоминает эвакуацию Екатерина.

В Запорожье семью на две недели поселили в садик, где обеспечили всем необходимым. Затем им пришлось искать другое временное жилье с помощью ромских медиаторов. «Сейчас я готова жить с детьми хоть на улице, только бы не в оккупации» – говорит Екатерина.

Ромским женщинам труднее всего

В августе 2022 года года в офисе омбудсмена Украины был создан специальный отдел, работающий по вопросам национальных меньшинств и коренных народов, целью работы которого является привлечение внимания государства к защите прав национальных меньшинств, в том числе рома.

«Приблизительное количество ромов, проживавших в Украине до полномасштабного вторжения, по разным подсчетам, колебалось от 200 до 400 тысяч. Почти половина из них – женщины. И именно они постоянно подвергаются множественной дискриминации. Их притесняют по уязвимому социальному статусу, а также по этническому признаку. Еще тяжелее беременным, лицам с инвалидностью и ВПЛ», – отмечает заместитель директора Департамента мониторинга соблюдения равных прав и свобод, прав национальных меньшинств, политических и религиозных взглядов Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Эльвина Курталиева.

Мониторинг Департамента в компактных ромских поселениях Одесской и других областей в сентябре 2022 года зафиксировали такие проблемы в реализации прав ромов, как отказ в трудоустройстве из-за этнического происхождения, неудовлетворительные бытовые условия и изоляция от социальных услуг, ограниченное предоставление медицинских услуг, ненадлежащее документирование и неэффективное вовлечение детей в учебный процесс в дистанционном формате.

Стратегия интергации ромов должна заработать сейчас

После начала войны значительное количество общественных организаций изменило направления своей работы и стало заниматься решением «военных» проблем – предоставлением гуманитарной и материальной помощи нуждающимся, поиском жилья для переселенцев и т.д. Ромские организации не исключение.

Так, фонд «Чирикли» передавал гуманитарную помощь, а ромские активисты раздавали ее ромским семьям, которые переселились из оккупированных территорий. Значительную помощь оказывали и местные волонтеры.

«Из тех ужасных историй, которые нам рассказывали ромские семьи, можно было бы написать целую страшную книгу. К одной семье, жившей в оккупированном городе, ночью пришли россияне – начали искать теплую одежду, забрали всю еду из холодильника. Люди очень испугались. Оккупанты ушли, а семья на следующий же день попыталась выехать на подконтрольную Украине территорию. На блокпосте россияне держали их неделю, но все же пропустили», – рассказывает сотрудница ромского фонда «Лачо Ром» Лариса Домченко.

Председатель «Ромского национального общества «Ромен» в Донецкой области» Рада Каландия в марте пыталась выехать из Угледара на Донетчине. Пришлось уговаривать волонтеров подъехать к подвалу, где Рада пряталась от обстрелов вместе со своей тетей, которая не могла самостоятельно добраться до места сбора эвакуируемых.

«Я получила множество телефонных звонков от ромов, с которыми я работала. Они рассказывали, что не могли эвакуироваться, потому что их не брали на поезда: проводники закрывали двери «перед носом» именно из-за их национальной принадлежности. Уровень дискриминации значительно повысился», – говорит Рада.

Она подчеркнула, что сегодня как никогда прежде остро встала проблема отсутствия документов у ромов. По ее словам, паспортные столы, ЗАГСы и миграционные службы не хотят идти навстречу даже вопреки войне и всячески усложняют процедуру получения документов – требуют делать все очно, без использования цифровых технологий (даже тогда, когда заявление можно заполнить онлайн). Государственные учреждения замалчивают информацию об упрощенных процедурах и требуют личного присутствия. В качестве примера Рада рассказала о случае, когда 25-летняя ромская женщина, имеющая только украинское свидетельство о рождении, пыталась получить паспорт. Родители женщины живут за границей, но в паспортном столе требовали их личного присутствия для оформления паспорта дочери. Видеозвонок или другие альтернативы работников не удовлетворяли.

«Люди в беде, они замерзают и умирают. Мы друг другу помогаем и хотим, чтобы и власть реагировала. Как мы можем от общества ждать недискриминации, если власть игнорирует наши потребности? Ни одно национальное меньшинство не страдает так, как ромы. Они выезжают за границу, потому что здесь не могут найти жилье и работу, потому что не имеют документов», – говорит Рада, отмечая необходимость реализации ромской стратегии.

Кабмин одобрил Стратегию содействия реализации прав и возможностей лиц, принадлежащих к ромскому национальному меньшинству, на период до 2030 года еще в июле 2021-го. Стратегия должна охватывать такие направления работы, как правовая защита и противодействие дискриминации, доступ к качественному образованию, доступ к услугам в сфере здравоохранения, повышение качества жилищно-бытовых условий, трудоустройство и занятость, социальная защита, ромская культура, история, искусство, язык. Однако полномасштабная война внесла свои коррективы как в жизнь ромов и работу правозащитных организаций, так и в реализацию самой стратегии. Правозащитники признают, что документ требует доработки с учетом условий военного положения. Стратегия должна заработать уже сейчас, а не после окончания войны.

Exit mobile version