23.07.2011

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: “А докажи, что ты хорошая мать”

В письме нашей читательницы затронута очень серьезная тема: решение дальнейшей судьбы ребенка при его разлуке с матерью.

К сожалению, жизнь так устроена, что очень часто воспитательные возможности матери меняются в худшую сторону. Происходит это по разным причинам. Например, мать может тяжело заболеть, или лишиться средств к существованию, или запить с горя. В результате она уже не может, как прежде, заботиться о ребенке и даже любить свое дитя. И вот тогда может встать вопрос о насильственной ее разлуке с ребенком.

На языке юристов это называется ограничением или лишением прав материнства. Вроде бы первое полегче второго. Мать лишают прав на ребенка не полностью, а только на время.

А бывает и так, что матери оставляют родительские права, но дальнейшее воспитание ребенка передают, например, отцу. В таком случае ребенок получает: или отца, чаще всего с его новой семьей; или приемную семью, в том числе и зарубежное усыновление или удочерение; или опекунов, от родственников до посторонних людей; или устройство в дом ребенка или детский дом.

У всех на слуху непутевые папаши, жестоко обращающиеся с близкими, злобные алкоголики и злостные неплательщики алиментов. Но и женщина, если она крепко не стоит на ногах и у нее возникают воспитательные проблемы, запросто может лишиться ребенка.

Теперь нужно уточнить, что значит «женщина крепко стоит на ногах». Во-первых, она грамотна и знает законы. Она имеет свое благоустроенное жилье. Она сама зарабатывает на жизнь. Она не больна неизлечимой болезнью и не является тяжелым инвалидом, то есть недееспособным человеком. Плюс к этому, она не должна находиться в местах лишения свободы, а лучше и вообще никогда не привлекаться к ответственности правоохранительными органами, не быть алкоголичкой или наркоманкой. Соответственно, женщина без жилья, без регистрации, без документов, без денег, больная, сидевшая, пьющая с большой долей вероятности  лишится своего ребенка.

Насильственно разлучают мать и с младенцами, и с детьми более старшего возраста. Кто-то может сказать: все правильно. Сама виновата, что до такой жизни дошла.

И вроде бы все по закону. Не могут такие матери воспитывать в подобных условиях детей. Где они с ними будут жить? Чем будут кормить? Как будут за ними следить? В общем, закон говорит: не можешь создать условий для ребенка — отдай его тому, кто может. А если таких людей нет, то ребенком займется государство. Вот так все сурово. И психологи и врачи тоже вроде бы говорят, что так будет лучше.

Все по закону. О чем, казалось бы, говорить? А дело в том, что все не так просто, не так однозначно. Самое главное, что большинство таких матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, любят своих детей, не обижают их, а их дети привязаны к ним. Привязаны настолько, что готовы вместе со своими матерями переносить все тяготы и лишения жизни. И как показывает опыт, переносят стоически, по-спартански.

Этих женщин категорически нельзя путать с другими женщинами, которые случайно, против воли стали матерями. Они порой не только не любят — они ненавидят своих детей. Они относятся к ним пренебрежительно и жестоко. Однако для юристов и чиновников из органов опеки и попечительства принципиальной разницы между такими разными матерями нет.

Изгнанная жестоким самодуром-мужем с маленьким ребенком из дома, несчастная мать очень часто вынуждена бомжевать, жить у случайных людей, перебиваться случайными заработками. Соответственно, у нее нет возможности устроить своего ребенка в ясли, садик или школу. Она глубоко страдает из-за своего положения, одинока в своем несчастье и, к сожалению, зачастую на самом деле не может обеспечить заботой своих детей даже по минимуму.

И фактически она признается такой же неспособной, не имеющей права в дальнейшем воспитывать своих детей, как и мать-детоненавистница. От нее так же насильно отбирают детей. Если кто-нибудь когда-нибудь был свидетелем этого действа, то, я думаю, этот ужас он запомнит на всю жизнь. Это, знаете ли, все равно, что резать по живому. И здесь совершенно неважно, в каком возрасте находятся отбираемые у матери дети. Страдания младенца, страдания дошкольника, страдания младшего школьника или подростка — это прежде всего страдания человека. И размышлять на тему, когда, в каком возрасте и при каких обстоятельствах разлучаемый с матерью ребенок будет страдать меньше, а когда больше — безнравственно.

Нелепость в том, что даже люди, наделенные властью разлучать матерей с детьми, это признают, но приводят довод, который считают самым веским и оправдывающим их решение: «Так детям будет лучше». Ребенок будет жить с отцом. Отец-бизнесмен, обеспечит всем необходимым. Или: ребенок будет жить с дедушкой и бабушкой в домике, в экологически чистой деревне, на молочке и маслице. Или: что плохого, если малыш будет  счастливо жить в солнечной Испании, например, и быть четвертым и самым желанным ребенком в богатой семье. На самом деле, что плохого в международном усыновлении, если оно было сделано честно и ребенок попал к добрым людям? Да в том же современном детском доме есть все, что нужно ребенку-сироте, порой даже больше, чем имеет ребенок в обычной семье. Вот только отобранному от матери ребенку без нее живется плохо и в хрустальном замке, и на берегу молочной реки с кисельными берегами. Он тоскует, он грустит без нее. А на своих «благодетелей» смотрит как на палачей. И очень часто благодетели быстро разочаровываются в своем новом «счастье», потому что эти дети, подрастая, все сильнее и сильнее начинают протестовать против людей, которые поломали им жизнь, разлучив с самым дорогим человеком — матерью.

Зачастую этот протест может принимать и такие крайние формы, как хулиганство, бандитизм, алкоголизм и наркомания. Опыт многих сотрудников детских домов и приютов свидетельствует, что основной причиной частых побегов воспитанников этих сиротских учреждений является их тяга к дому, к матери. И этого ничем не остановить.

Опять же и эти проблемы известны судьям, принимающим решение о разлучении матери и ребенка. И тем не менее главный довод — «так ребенку будет лучше» — почти всегда побеждает.

Теперь несколько соображений  и рекомендаций. Я нисколько не сомневаюсь, что чаша сия минует всех наших друзей и близких. Но, как говорят, от сумы и от тюрьмы не зарекайся. К сожалению, не все подвластно человеку. Существуют и стихийные бедствия, и пожары, и вынужденные переселения, и тяжелые болезни. Все это в какой-то момент может поставить семью на грань выживания, а мать подтолкнуть к принудительному расставанию со своими детьми. Поэтому, если все-таки, не дай бог, нечто подобное произойдет, то:

1. Не стоит отчаиваться.

2. Уверенно убеждайте чиновников в том, что вы очень любите своего ребенка, а он любит вас, и что ваша ситуация временная.

3. Предлагайте чиновникам получить подтверждение ваших слов у ваших друзей и знакомых, и у других чиновников — воспитателей, учителей, врачей и т. п.

4. Принимайте любую помощь, которую могут вам предложить, — консультации врачей, устройство ребенка в ясли, сад, школу и т. д.

5. Просите дать вам испытательный срок на разрешение своей жизненной ситуации.

6. Просите поддержки у этих же чиновников — помощь в прописке, трудоустройстве, бесплатном лечении и т. п.

7. В крайнем случае, соглашайтесь на временное (до получения жилья, например) определение ребенка во временное государственное учреждение социальной защиты (в приют).

8. До последнего, даже через повторный суд, боритесь за своего ребенка, даже если уже будет принято решение о лишении вас родительских прав.

9. И самое главное, не боюсь еще раз повториться, убеждайте и убеждайте всех в том, что только вы сможете по-настоящему воспитать своего ребенка, что с вами ему будет лучше!

Будем надеяться, что в связи с национальными проектами по стимуляции рождаемости, качественной заботе о детях и матерях наступят те времена, когда женщине-матери, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, будет оказываться государственная помощь в решении ее проблем. И в результате этой помощи не будет у государства больше поводов для разлучения матери и ребенка. А пока нужно быть готовым к подобным ситуациям и не давать себя и своего ребенка в обиду. Лучше, чем с вами, ему нигде не будет!

Удачи вам и благополучия вашим семьям!