21.03.2011

Спекулятивная генетика на службе расизма и национализма

Человечество, уставшее от больших и малых войн, старается двигаться к прогрессу и миру. Людям хочется любви, счастья и радости больше, чем ненависти, страданий и печали. Тем не менее, кому-то и сегодня спокойно жить не хочется: вновь стали популярными идеи о превосходстве одной расы или нации над другой. И самое досадное, что помимо основного «поставщика» подобных идей, бытового сознания обывательской, дремуче необразованной и малокультурной части толпы, эти идеи генерируют люди очень даже приближенные к науке. Из-за манипулирования фактами само научное знание дискредитируется. Одним из таких варварских примеров спекуляции на науке — использование генетики в античеловеческих целях.

Генетика, наука о наследственности, объясняет закономерности развития живых существ, в том числе и закономерности нарушения развития — как простейших организмов, типа вирусов и микробов, так и венца эволюции на нашей планете — человека. Генетика уверенно вторгается в нашу жизнь. Это и генно-модифицированные продукты (польза или вред от них — вечные споры), это и выведение новых пород скота, и многое другое.

Наконец, самая ответственная отрасль генетики — медицинская генетика. Ее выводы крайне важны, будь то подтверждение факта родства (генетическая экспертиза) или рекомендации врачей-генетиков — рожать или не рожать очередного ребенка, если предыдущий родился с наследственным заболеванием. Понятно, что ошибочные заключения здесь могут привести к реальным человеческим трагедиям.

Но если ошибки в медицинской генетике, как и в других отраслях медицины, к сожалению, еще долго будут возможны (пресловутый человеческий фактор и вечное несовершенство средств диагностики), то намеренное введение в заблуждение людей на предмет этой науки недопустимо и даже преступно.

Именно так поступают те нечистоплотные ученые, которые пытаются использовать в своих пропагандистских целях для мало что понимающих в вопросах генетики людей так называемые «новые достижения» в области изучения наследственности человеческой личности. Подобные ученые пытаются внушить нам идею, что целый ряд негативных человеческих проявлений (низкий интеллект, слабый ум, преступное поведение, воровство, склонность к аморальному образу жизни — например, проституции, употреблению наркотиков или алкоголя) наследуются у людей, генетически предопределены. То есть наследственно предопределяются родословные слабоумных людей, людей-преступников, людей, занимающихся проституцией, людей-алкоголиков и людей-наркоманов. Причем делаются эти выводы якобы на основе новых генетических данных.

Получается, что благодаря этим «новым данным» бессмысленно «генетически обреченным людям» давать шанс на повышение их интеллекта, бессмысленно стараться сделать их законопослушными гражданами и прививать им правила морали через образование и культуру. И в самом деле, зачем стараться? Зачем перевоспитывать проблемных подростков, если они все равно, сколько в них ни вкладывай, из-за плохой генетики вырастут в бандитов и убийц? Зачем излечивать алкоголиков и наркоманов, тратя громадные деньги, если генетика уже приговорила их к смертельному исходу? И, наконец, зачем что-то пытаться сделать для детей из трущоб, окультуривая и обучая их, если все они «умом не вышли»? «Новые данные» якобы говорят: это печально, но это генетическая правда жизни.

Эти утверждения в истории человечества уже были, были еще до появления науки генетики. В ХIХ веке итальянский ученый и врач Чезаре Ламброзо пытался создать целую науку о выявлении преступных задатков у людей по особенностям внешнего вида: строения черепа, рисунка на ладонях и некоторых других внешних признаках, так называемых стигм. Впоследствии эта скандальная теория не нашла никакого научного подтверждения. В первую очередь, были проведены широкомасштабные исследования преступников, в том числе отбывающих наказание за особо тяжкие деяния: покушение на убийство и убийство. Оказалось, что убийства совершали как люди, выглядящие монстрами, так и красавцы с очень правильными пропорциями лица и тела. А ведь именно внешние черты человека связывались Ламброзо с преступными наклонностями.

Тем не менее, много позже у Ламброзо нашлись свои последователи — его идеи получили второе рождение в период фашизма. Выведение «сверхчеловека» у фашистов непосредственно увязывалось с избавлением от «плохой наследственности» — как отдельных людей, так и целых групп и наций. Душевнобольные, даже если они были немцами, были не нужны фашистской Германии, от них избавлялись. Затем стали избавляться и от людей, больных наследственными заболеваниями. Евреи и цыгане были объявлены фашистами неполноценными нациями, славяне — недостаточно полноценными.

Казалось бы, эпоха фашистского мракобесия прошла. Но нет же, кому-то упорно хочется якобы от науки снова возродить те же идеи, но сделать это не так шумно, как раньше. Для этих целей предлагается некоторая, на первый взгляд, понятная последовательность. Вначале «исследуются» отдельные негативные черты и особенности личности человека, например, лень, тяга к воровству, агрессивность и т.п. Затем под них подбираются якобы научные подтверждения генетической обусловленности этих качеств. Делаются даже заявления об открытии всевозможных антисоциальных генов, например, гена наркомании или гена агрессивности. Затем в фокус рассмотрения берется уже вся личность. Здесь в ходу уже своя специфическая терминология: дурной характер, примитивная личность, весь гнилой, человек с двойным дном, извращенец, психопат, дегенерат. И снова пытаются найти «генетические принципы» личностной аномалии.Следующим фиктивным этапом являются уже аферы на тему научно-генетического обоснования дурных родов, не важно, по каким признакам. Так незаметно подобные «психогенетики» подбираются под обоснование «дурных» и «хороших» крупных социальных общностей, наций и рас.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что уже появляются «ученые» голоса в пользу новой науки — этногенетики. Предлагается «наука», желающая на полном серьезе генетикой обосновать всю полноту социальной жизни всего человечества. Например, в 1990-е годы ученый-психиатр, психолог и криминолог Горьковая на некоторых научных заседаниях, посвященных проблемам преступности, призывала, ссылаясь якобы на многочисленные примеры такого опыта в цивилизованных странах, к принудительной стерилизации преступников, тяжелых шизофреников и, по ее выражению, «всякого сброда».

Это же так притягательно для некоторых «добытчиков истины»: сравнивать между собой разных людей, разные группы и разные общности — нации и расы, выявляя позитивные (хорошие) у одних и негативные (плохие) у других человеческие признаки, и при этом, опять же, ссылаться на генетику.

И неудивительно, что при подобной логике все цыгане воруют, потому что так генетически предопределено (воровство в крови), все чеченцы только и могут, что заниматься резней и стрельбой (нация такая), а все русские уже давно во многих поколениях только и делают, что пьянствуют.

На самом же деле, гены преступности, воровства, в частности, не найдены. Само воровство многолико. И жизнь заставляет, и дурной пример, и последствия дурного обращения с ребенком в раннем детстве, и то, что называется «по глупости» или «за компанию». Такое загадочное слово, как клептомания (болезненная страсть к воровству) — достаточно редкое и малопонятное для самих психиатров болезненное нарушение психики. Тем не менее, многие безответственные родители обращаются к психологам или психиатрам по поводу своих ворующих детей и надеются услышать от специалистов, что их чадо больно клептоманией. Тогда, по такой родительской логике, никто в этом не виноват, это все болезнь проклятая. Глядишь, любое воровство и оправдано.

Алкоголики и наркоманы не имеют стопроцентного генетического наследования. Есть некоторые иммунологические, физиологические и биохимические особенности пьющих и наркотирующихся людей, выявляемые при одних исследованиях и не выявляемые при других. То есть стать алкоголиком или наркоманом может стать каждый из нас.

Количество людей со сниженными умственными возможностями устойчиво и равномерно определяется в разных странах и на разных континентах в соотношении 1 на 100, т. е. один человек из каждых ста, живущих на планете людей, имеет проблемы с умственным развитием, в любом народе, в любой нации, в любой расе.

На сегодняшний день достоверно можно говорить лишь о том, что из всего многообразия человеческой жизни наследуется только темперамент человека или его отдельные компоненты, например, от вспыльчивого папы может получиться вспыльчивый сын, а от печальной мамы может получиться такая же печальная дочка. И даже здесь нет ясности: где собственно генетика, а где непроизвольное копирование детьми поведения и эмоциональной жизни родителей.

Таким образом, на сегодняшний день нет никаких настоящих научных оснований считать, что существуют генетические различия между людьми разных рас и национальностей. Тем более в контексте постановки вопроса о том, кто из них лучше, а кто хуже. Посему любые утверждения на этот счет — спекуляция и к науке генетике никакого отношения не имеют.

Уважаемые читатели, друзья, не стоит поддаваться на подобные провокации: не читать подобные ложно-научные труды, и уж тем более нельзя воспринимать их всерьез. Пожалуйста, доверяйте своему разуму более, чем «фактам», приводимым такими горе-учеными. А если все-таки у кого-либо возникнут сомнения на тему генетической обусловленности человеческого поведения — милости просим ко мне, на психологическую консультацию.

Удачи вам, и никаких сомнений в значимости и ценности собственной личности.

 

Ваш психолог

И.Бердышев