В Северо-Западном центре социальной и юридической защиты цыган хорошо известны две цыганские правозащитницы: Вера Белявская и Антонина Суховская. С каждым новым заданием Вера и Антонина приобретают опыт работы с цыганским населением, на практике осваивают азы социальной работы, начального юридического консультирова ния, социологии и народной педагогики. И чем ответственнее оказывается очередное дело, тем с большим энтузиазмом берутся они за него.
Но вот наступило лето. Пора отпусков, период накопления энергии на очередной рабочий цыганский год. И вот я, профессиональный врач-психиатр и психолог, памятуя, что согласно рекомендации легендарного отечественного физиолога Ивана Петровича Павлова отдых должен быть активным, предложил Вере и Антонине поехать со мной в Карелию.
Дело было так. Есть такой уникальный человек и мой друг Евгений Александрович Клиот — профессиональный педагог и художник. Когда-то, уволившись с довольно престижной и перспективной педагогической работы, он с десятью воспитанниками сиротского детского дома организовал в живописном уголке Карельского Приладожья, на хуторе Терву, сельскохозяйственную коммуну и назвал ее «Надежда».
С тех пор много воды утекло. Скажем честно: сейчас коммуна по многим причинам переживает далеко не лучшие времена, но Евгений Александрович верит, что надежда умирает последней. Сегодня коммуна «Надежда» — это серьезное фермерское хозяйство, поддерживаемое несколькими трудными подростками (социальными сиротами) и периодически приезжающими сюда волонтерами.
Как правило, особенно тяжелым является летний период. Именно летом, как никогда, коммуне нужна серьезная помощь. Поэтому вот уже 7 лет из числа своих юных пациентов, ребят с «модными» нынче поведенческими, эмоциональными и невротическими нарушениями, я формирую на лето своеобразную команду волонтеров, естественно, с согласия и при полной поддержке их родителей. Обычно это 12 ребят 10–15 лет. Предполагается, что сельский труд (два часа в день), жизнь в коллективе, необ_ ходимость соблюдать нормальный режим дня и дисциплину, к которым многие из них совершенно не привыкли, — всё это должно значительно укрепить душу и психику моих трудных подростков. Плюс к этому занятия археологией, краеведением и домашним театром. А в свободное время — походы, купание, острова, леса, ягоды, рыба и раки.
Я это делаю добровольно, мои подопечные, естественно, тоже. Как правило, на старте мне помогают в качестве помощников-воспитателей один-два волонтера-иностранца. На финише — моя жена и социальный педагог Галина Вадимовна. И, конечно, самый ответственный участок нашей летней кампании — это кухня. Без волонтеров-поваров наша программа летней помощи коммуне осуществиться не может.
В этом году сперва всё складывалось удачно. У меня все было готово. Волонтеры «Мемориала» — американка Рэйчел и немка Юлия с радостью готовились к встрече с Карелией, равно как и бригада добровольцев-поваров, студентов одного из лучших кулинарных техникумов. И вдруг за несколько дней до отъезда отказались повара. Очередное карельское лето для нас сразу же оказалось под большим вопросом.
Нужно было срочно найти поварам замену. Но где ее искать, ведь лето в разгаре! И я предложил поехать в Карелию нашим цыганским активисткам — Тоне и Вере. Они согласились. По ходу дела для Веры и Тони всё складывалось совсем не так просто, как казалось в Петербурге. И речь идет вовсе не о поварской работе. Здесь всё ясно — от и до. Всё было идеально, вкусно, аккуратно, чисто. Да еще с душой, по особенным цыганским кулинарным рецептам. И коммунары, и «ветераны» из числа моих подростков не припомнят такого «вкусного» лета.
Дело было в другом: и Вере, и Тоне пришлось очень быстро привыкнуть и научиться терпимости в отношении как коммунаров, так и моих подопечных. Теперешние коммунары — это обделенные любовью и судьбой молодые люди с тяжелым, искаженным взглядом на жизнь. Отсюда одна из серьезнейших проблем — формальное отношение (без ласки, души, заботы) к скотине, полям и чистоте. Сколько нервных клеток за все это время пришлось израсходовать Тоне и Вере в борьбе за чистоту и человеческое отношение к домашним животным!
Особенно ранимой оказалась Тоня. Сама в прошлом жительница одного села в Псковской области, Тоня не понаслышке знакома с уходом за коровами. Временами ей приходилось применять не только весь свой дар красноречия, воспитывая у коммунаров правильное отношение к скотине. Часто, не находя отклика на свои слова, Тоня сама кормила поросят, выгоняла и загоняла телят, при этом не забывая и о собаках. К слову сказать, хозяйство коммуны охраняют пять очаровательных и совсем не злых псов. И они тоже любят поесть.
Другим серьезным испытанием на прочность наших волонтеров явились мои детишки. Теоретическое представление Веры и Тони о возможных особенностях их поведения оказалось очень далеким от того, что им пришлось увидеть и услышать в реальности. А все дело в том, что мои милые и чудные детки в силу расшатанности нервной системы, в связи с парадоксами семейной культуры и, возможно, из-за своего дурного характера часто вели себя нелепо, дико и раздражающе. Например, некоторые дети в общении между собой используют исключительно нецензурную лексику. Особенно Веру и Тоню поражало то, что практически все они имеют образованных родителей и сами учатся в престижных петербургских школах.
Или еще одна непростая педагогическая ситуация. Примерно раз в неделю кто-то из подростков должен был дежурить по кухне: мыть помещение, выносить отходы, приносить воду. Часть подростков дежурила добросовестно, однако некоторые откровенно пытались свое дежурство саботировать. Куда же это годится?
Короче, многое еще удивляло наших женщин в подростках, в первую очередь — их взаимоотношения друг с другом. Однако они не только не отвернулись от ребят, но многих смогли по-человечески, а часто и по-матерински понять, оказывая мне этим хорошую педагогическую помощь.
Но если вы думаете, что работа на кухне и окорачивание зарвавшихся ребятишек — это все, что запомнилось Вере и Тоне за эти 40 дней в Карелии, то это не так. Надо сказать, что Вера и Тоня оказались легкими на подъем. Они принимали участие во всех интересных мероприятиях, которые у нас проводились. Самыми запоминающимися из них стали подготовка и участие во Втором республиканском этническом фестивале в поселке Куркиеки, посвященном зарождению карельского этноса, и поездка на Валаам.
Не отставали от своих мам и дети. С Верой в Карелии отдыхали трое ее детей и племянник Захар, с Тоней была ее дочь Олеся. Цыганские ребята тоже старались участвовать во всех интересных творческих делах коммуны. Кульминацией их творческой активности стало участие Олеси и Графа, старшего сына Веры, в постановке любительского спектакля, посвященного жизни древних лапландцев, «Отец-Олень». Кстати, 4 августа спектакль был заснят Пятым каналом телевидения (программа «Абрис»). В этот день телевизионщики снимали сюжет о жизни коммуны.
Вообще, было интересно наблюдать за тем, как цыганские дети и мои ребята общались, совместно занимались интересными делами, как завязывались между ними отношения товарищества и дружбы. Конечно, дети есть дети, не обходилось и без шероховатостей в их отношениях, однако каких-либо национально-конфликтных эксцессов не было.
Моим ребятам по душе пришлись как цыганские дети, так и две необычные «восточные» женщины, которые, как выяснилось, оказались «настоящими цыганками». В этой связи мне вспоминается один забавный эпизод: один из наших мальчиков, которому явно понравилась Олеся (скажу по секрету, Олеся понравилась многим мальчикам), несколько дней просил ее обучить его основам цыганского языка.
Короче говоря, в это лето на хуторе Терву состоялся уникальный опыт интеграции. Конечно, отдельные аспекты этого опыта предстоит еще проанализировать и сделать соответствующие выводы. Главный же вывод уже сделан — «цыганский десант» очень своевременно высадился в коммуне «Надежда» и полностью выполнил свое «боевое задание». Участники этого «десанта» в целом также довольны итогами прошедшего лета и на будущий год снова хотят помочь Карелии.
Так что летний экзамен Верой и Тоней сдан. Оценка обеим — «отлично».