22.09.2011

Труд дворников – иностранных граждан в Санкт-Петербурге

К нам в АДЦ «Мемориал» не раз поступали обращения от иностранных граждан – дворников, с жалобами на невыплату зарплаты, тяжелые и опасные условия труда, на притеснения со стороны фирм-«подрядчиков». Поэтому мы решили разобраться, кто виноват в постоянных нарушениях прав дворников-мигрантов, почему за такой тяжелый и необходимый для города труд по уборке домов и улиц мигранты не получают даже минимальной оплаты.

Долгое время я опрашивала иностранных граждан – дворников различных районов Санкт-Петербурга, узнавала об их проблемах. Как и в других сферах, где заняты иностранные граждане, проблема связана в первую очередь с заработной платой: как это часто бывает, заработная плата крайне низкая и выплачивается нерегулярно. К примеру, чтобы заработать 12 000 в месяц, люди должны работать каждый день, убирая несколько многоэтажных домов и площадок. И хотя дворниками работают как мужчины, так и женщины (в отличие, например, от работы на стройках), женщинам-дворникам часто платят меньше за ту же работу. И защитить свои права очень сложно, поскольку трудовые договоры не заключаются, а городские жилищные службы, чтобы избежать проблем с оформлением иностранцев, заключают договоры с так называемыми «аутсорсинговыми» фирмами.

Во время одного из таких опросов я познакомилась с гражданкой Узбекистана Матлюбой, которая работает дворником в Московском районе Санкт-Петербурга. Она рассказала мне о расценках за такую работу: каждый пятиэтажный дом оплачивается по пять тысяч рублей в месяц. Убирая пять домов, Матлюба в месяц получает 25000 рублей, что для иностранного работника сумма немалая. Правда, работает она без трудового договора, а деньги получает только через 40 дней после отработанного месяца. В бригаде Матлюбы 10 человек, бригадир (сам также гражданин Узбекистана) распределяет обязанности и направляет дворников на работу по конкретным адресам – за это фирма-посредник платит ему дополнительно. Матлюба на работу не жалуется, хотя убирать по пять многоэтажных домов ей тяжело.

Другая ситуация во Фрунзенском районе: там гражданка Таджикистана Гуля и ее брат не получали зарплату в течение двух месяцев. Все это время они продолжали ходить на работу, надеясь, что им все-таки выплатят обещанные деньги. Как рассказала мне Гуля, в этом районе работают две конкурирующие фирмы, нанимающие дворников. В результате взаимных претензий «виноватыми» оказались иностранные работники, которым не выплачивает зарплату ни одна, ни вторая фирма. Так, к сожалению, происходит очень часто: фирмы исчезают, на их месте появляются другие, обещая платить дворникам вовремя, но не беря на себя долги по зарплате. И привлечь к ответственности чаще всего некого: фирма-нарушитель вскоре исчезает, да и сами иностранные работники боятся обращаться куда-либо, чтобы не потерять место работы.

В Невском районе дворники тоже работают без трудовых договоров. Жилищные службы предпочитают иметь дело с «клининговыми компаниями», а не нанимать самих работников напрямую. Это положение устраивает всех, кроме самих мигрантов, которые страдают от непорядочных работодателей и просто мошенников. Например, в декабре 2010 года гражданин Узбекистана скрылся с зарплатой дворников за три месяца – и его до сих пор не нашли, хотя дворники обращались в милицию и в прокуратуру.

Еще одну сложность для дворников представляет собой жилищная проблема: на время работы им выдают комнату в аварийном доме (причем их проживание никак не оформляется), часто в подвальных помещениях без воды и электричества, где мигранты проживают с семьями в ужасных условиях. И даже это жилье при малейшем нарушении со стороны дворников грозятся отобрать или привести УФМС для проверки.

Как удалось выяснить сотрудникам АДЦ «Мемориал», схема трудоустройства иностранных граждан в этой сфере выглядит следующим образом. Фирмы, нанимающие дворников (так называемые «клининговые компании», по городу их несколько – каждая «работает» в нескольких районах города) заключают с жилкомсервисами договоры подряда на уборку территории. Жилкомсервис платит деньги и получает прибранную территорию, при этом не интересуясь, какими силами будет производиться уборка. Затем фирма-посредник нанимает дворников, как российских, так и иностранных граждан. При этом с российскими гражданами обязательно заключаются трудовые договоры, а с иностранными гражданами не заключается, как правило, никаких договоров, не проверяются разрешения на работу и миграционные карты. С иностранными работниками используется «бригадная схема»: назначается бригадир из числа самих мигрантов, «подрядчик» согласовывает с ним объем работ и оплату, которая затем делится на всех работников пропорционально их трудовому вкладу. Интересно, что в роли «бригадиров» здесь выступают сами работники: они привозят своих соотечественников – родственников и друзей – и устраивают их в свои «бригады». В конце месяца «менеджер» раздает зарплату, вычитая штрафы за плохую уборку или невыход на работу.
При этом в случае жалоб дворникам угрожают полицией и УФМС. Интересно, что пока дворники работают на таких «подрядчиков», то даже если их доставляют в отделы полиции, то отпускают после «разговора» с подрядчиком.

Во время очередного опроса я познакомилась с гражданкой Таджикистана Севарой – активной представительницей дворников, которая не раз обращалась в интересах всех дворников к подрядчикам, к государственным органам, а также обращалась к журналистам (именно из телесюжета о «бунте дворников» в Невском районе, мы в АДЦ «Мемориал» и узнали об их бедственном положении и решили вмешаться).

Севара уже давно пытается защитить свои права, права своих соотечественников и других мигрантов – дворников Невского района, даже обращалась в диаспору, но реальную помощь ей там оказать не смогли. «Подрядчики» и жилищные службы постоянно угрожали Севаре, использовали отсутствие у нее разрешения на работу, грозили увольнением и депортацией.
Меня очень поразила решительность и храбрость этой женщины, ее желание отстаивать трудовые права в такой непростой ситуации. Именно с Севарой поддерживали связь сотрудники АДЦ «Мемориал» в переговорах с «подрядчиками» и государственными органами.

Вместе с другими сотрудниками нашей организации мы провели встречу с дворниками на их рабочем месте – во дворах Невского района, расспросили их о проблемах и записали жалобы на работодателей.

Сначала собралось немного людей, но потом стало подходить все больше иностранных граждан, недовольных условиями труда и оплаты. Многие женщины приходили с детьми на руках, рассказывали, что приходится брать на себя дополнительные дома для уборки, чтобы прокормить семью.

Люди охотно рассказывали о своей работе и жизни в России, пригласили в гости, чтобы показать, в каких условиях они живут.

Майрам Самикова

Юридическое реагирование :
На встрече с иностранными работниками в Невском районе сотрудники АДЦ «Мемориал» собрали необходимую информацию и записали жалобы на невыплату зарплаты, неоформление договоров, угрозы и тяжелые социально-экономические условия жизни семей мигрантов. Для защиты их прав мы составили обращение от АДЦ «Мемориал», в котором подробно описали все нарушения, выразили свою обеспокоенность ситуацией массового и длительного нарушения прав дворников – иностранных граждан.

В этой ситуации пострадавшей стороной, несомненно, являются иностранные работники, труд которых используется как жилкомсервисами, так и фирмами-подрядчиками, реализующими незаконные схемы. Эта ситуация схожа с работой иностранных граждан в крупных торговых сетях, с использованием «аутсорсинговых» схем (оформление иностранных работников через специальные фирмы-посредники), схемы действия которых недавно обсуждались на встрече руководства Федеральной миграционной службы с представителями торговых сетей (в том числе этой проблеме посвящено опубликованное в настоящем номере открытое письмо АДЦ «Мемориал» руководителю УФМС Ромодановскому).

В наших обращениях в прокуратуру города, в ГУВД и в государственную инспекцию труда, в администрацию Невского района мы ходатайствовали о проведении проверок и привлечении к ответственности виновных работодателей и посредников, о создании прозрачных схем привлечения иностранных работников в жилищно-коммунальной сфере (официальное оформление иностранных работников в жилкомсервисах, заключение с ними трудовых или гражданско-правовых договоров, соблюдение в отношении иностранных работников трудового законодательства, в частности, принципа равного и справедливого вознаграждения за труд).

Недавно мы получили ответы на наши обращения – из районной администрации и из государственной инспекции труда: в администрации заявили, что «штатным расписанием ООО «Жилкомсервис» наличие дворников не предусмотрено» (возникает закономерный вопрос: а чем же тогда занимается жилкомсервис и как реализует свои непосредственные функции?), а из государственной инспекции труда лицемерно сообщили, что они «не рассматривают нарушения тех, кто работает без трудовых договоров» (хотя это само по себе и есть серьезное нарушение трудовых прав!).

В общем, к сожалению, такие ответы в очередной раз показали нежелание органов власти города, получившего диплом ЮНЕСКО за продвижение идей толерантности и ежегодно реализующего программы «гармонизации межэтнических отношений», бороться с реальными нарушениями прав иностранных граждан и дискриминацией в трудовой сфере. Поскольку очевидно, что нарушение прав иностранных работников, лицемерно прикрываемое внешне законными и фактически покрываемыми государственными органами схемами, не только не способствует созданию в городе «толерантной среды», но и противоречит фундаментальным принципам недискриминации, равенства прав и эффективной правовой защиты, независимо от национальности, гражданства и социального положения.

Анна Удьярова, юрист АДЦ «Мемориал»

Exit mobile version