В июле 2010 года очередное цыганское поселение оказалось под угрозой насильственного выселения.
Незарегистрированные цыганские дома посёлка Шагол (Курчатовский район города Челябинска) привлекли внимание местной администрации. Правоохранительным органам города было поручено «разобраться» с незаконными постройками, – информация об этом поступила в местные СМИ, а также была подтверждена сотрудниками пресс-службы Администрации. Поскольку со стороны представителей власти уже неоднократно поступали угрозы о возможном «выселении» и «депортации», а также принимая во внимание общее заведомо негативное отношение сотрудников правоохранительных органов к цыганам и обычно используемые методы воздействия (запугивания, угрозы, насилие), цыганские жители немедленно обратились в АДЦ «Мемориал» с просьбой защитить их от действий местных властей, возможного выселения и сноса домов.Особенно жители были обеспокоены судьбой детей посёлка (около 200 человек).
От АДЦ «Мемориал» были направлены письма-ходатайства в защиту цыган посёлка Шагол, в которых внимание ответственных за принятие решение лиц обращалось на незаконность насильственных выселений, нарушающих международные стандарты (прежде всего, в части права на достойное жилище, гарантированного Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации) и развивающие эти стандарты рекомендации международных органов. Для предотвращения нарушения прав жителей посёлка, в том числе детей, были поданы обращения к Уполномоченному по правам человека, Уполномоченному по правам ребёнка, в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества. АДЦ “Мемориал” также обратился в международные организации (FIDH, ERRC), которые приняли активное участие в защите цыганского поселения, также направив обращения к российским государственным органам и должностным лицам.
В результате правозащитных обращений и привлечения общественности, деятельность администрации и правоохранительных органов города по выселению была приостановлена. Кроме того, по словам представителей цыганского поселения, в администрации им было предложено рассмотреть вопрос предоставления земли, на которой они проживают с 1994 года, для последующей регистрации домов посёлка, но в администрации эту информацию пока не подтвердили.
АДЦ “Мемориал” неоднократно сталкивался с подобными случаями. В аналогичной ситуации в Калининградской области местные власти реализовали свою угрозу: дома цыган в посёлке Дорожное были снесены, а жители выселены с применением насилия, что послужило основанием обращения в Европейский Суд по правам человека (жалоба Богдановичюс против России) и вызвало справедливое осуждение со стороны мирового сообщества.
Статус «самовольных построек», не признаваемых жилищем по российскому законодательству, в международной практике вовсе не лишает лицо защиты как права на жилище, так и права на неприкосновенность жилища и соблюдение процессуальных гарантий административной и судебной процедур изъятия. Право на достойное жилище в международной практике включает также позитивные обязательства государства принимать все возможные меры по созданию безопасных и достойных условий проживания, недопустимость произвольного выселения, на что не раз указывал Комитет по социальным, экономическим и культурным правам.
Кроме того, когда угрозы насильственного лишения жилища касаются группы населения, определённой по национальному, социальному и имущественному признакам, можно говорить о дискриминационном подходе, запрещённом международными и национальными нормами.
В отношении непосредственно цыган проблема реализации права на достойное (адекватное) жильё неоднократно поднималась на международном уровне. Так, в Совместном заявлении Комиссара по правам человека Совета Европы Томаса Хаммарберга и Специального докладчика ООН по правам на жилье (2000-2008) Милуна Котари подчёркивалась недопустимость насильственного выселения, в том числе и не оформленных должным образом цыганских посёлков.
Таким образом, нормы международного права и практика их применения предоставляют широкие возможности для защиты прав цыганских поселений, в том числе и превентивными мерами правозащитного реагирования на сообщения об угрозах выселения.