05.04.2012

Увеличение числа случаев дискриминации и незаконных преследований в России

Заявление АДЦ «Мемориал», подготовленное к заседанию Комитета по правам человека Европейского Парламента (28 февраля 2012 года, Брюссель), посвященному ситуации с правами человека в России, с особым вниманием к проблемам дискриминации, свободы собраний и верховенства права

 Правозащитная организация Антидискриминационный центр «Мемориал» (АДЦ «Мемориал») занимается защитой прав людей, подвергающихся дискриминации, борьбой со всеми проявлениями дискриминации, на практическом и законодательном уровнях. Организация оказывает помощь гражданским активистам, подвергающимся репрессиям или становящимся жертвами насилия, незаконных ограничений прав и свобод. Полученную информацию о нарушениях прав АДЦ «Мемориал» обобщает в правозащитных отчетах и рекомендациях, заявлениях.

 Во второй половине 2011 – начале 2012 года  АДЦ «Мемориал» отмечает усиление в России репрессивной политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения, увеличения числа случаев дискриминации со стороны сотрудников государственных органов и полицейского насилия. Значительно увеличилось число политических преследований гражданских активистов, что нарушает право на свободу мирных собраний и  выражения мнений.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства регулярно предпринимаются попытки усиления контроля, расширения полномочий миграционной службы по выявлению нарушений и преследованию нарушителей миграционного режима. Вводятся дополнительные требования для трудовых мигрантов (был введен обязательный экзамен на знание русского языка), ограничения при приеме детей мигрантов в школы и детские сады (вводится ответственность администраций школ за несообщение о нелегальном статусе детей и даже их родителей). Продолжается нарушение прав иностранных граждан и лиц без гражданства в процедуре депортации и содержания в центрах для иностранных граждан. Есть случаи депортации детей без родителей, депортации одного из супругов, нарушающие принципа единства семьи и уважения семейной жизни.

Общее незащищенное и уязвимое положение иностранных граждан, особенно трудовых мигрантов, наиболее ярко проявилось в ноябре 2011 года, в связи с дипломатическим кризисом между Россией и Таджикистаном. В ситуации обострения отношений между государствами многочисленные трудовые мигранты из Таджикистана в России стали жертвами репрессивных мер, преследований и массовых депортаций.

 Продолжается дискриминация цыганского населения. Дети цыганских поселений не имеют равного доступа к образованию, подвергаются сегрегации, а государственные органы в сфере образования не предпринимают попыток изменения положения цыганских школьников. Такая ситуация длительное время складывается в том числе в школе в Ленинградской области (Всеволожский р-н, п. Нижние Осельки), где качество образования цыганских детей неуклонно снижается, фактически, сотни цыганских детей лишь числятся в школе, не получая реальных знаний.

Беспокойство вызывают случаи преследований и дискриминации цыган со стороны представителей власти. Регулярно поступают сообщения о насилии со стороны сотрудников полиции: незаконные задержания, избиения цыган. Так, в Рязани (п. Дягилево) сейчас расследуется дело об избиении и отрезании кос цыганским женщинам в отделе полиции (один из многих случаев двойной дискриминации цыганских женщин). Несмотря на заявления потерпевших и наличие доказательств, правоохранительные органы не проводят объективного расследования. Случаи полицейского насилия регулярно происходят и в других регионах, при этом злоупотребления сотрудников правоохранительных органов  усиливаются из-за уязвимого положения цыган – жертв дискриминации. Многочисленные нарушения недавно зафиксированы в Белгородской, Псковской, Рязанской, Владимирской областях. Чаще всего нарушители остаются безнаказанными из-за бездействии органов дознания и следствия  в таких делах.

Правоохранительные органы, бездействующие в случаях расследования преступлений, совершенных сотрудниками полиции, в случаях дискриминации и расистских нападений, проявляют активность в подавлении мирных протестов, в преследованиях гражданских активистов и правозащитников. В декабре 2011 года в Москве, Санкт-Петербурге и других городах полицией проводились массовые задержания участников акций протеста против фальсификаций результатов парламентских выборов. Задержания проводились с нарушением прав человека и процессуальных гарантий, а в отношении наиболее активных протестующих принимались репрессивные меры. Известны факты политических преследований активистов и правозащитников. В декабре 2011 года в Санкт-Петербурге активист и сотрудник АДЦ «Мемориал» Филипп Костенко  был задержан, необоснованно и несоразмерно осужден за участие в мирной акции протеста на максимально возможный срок — 15 суток ареста, который затем был продлен еще на 15 суток. Репрессии и политические преследования Костенко продолжаются до сих пор, — в формах возбуждения уголовных дел, запугивания, угроз и нападений, которые не расследуются должным образом. В феврале 2012 года Костенко неоднократно подвергался избиению на улицах, после того, как его жестоко избили, сломали ногу и травмировали глаз, правозащитник получил письмо, якобы от сотрудника ЦПЭ, в котором ему угрожали и давали понять, что побои нанесли сознательно и «в следующий раз убьют».

Нет улучшений и в законодательной сфере: андидискриминационное законодательство, необходимость которого постоянно отмечает АДЦ «Мемориал» в своих рекомендациях властям России, не было принято, не ведется даже его разработка. Напротив, в регионах принимаются законы, содержащие открыто дискриминационные нормы. В Санкт-Петербурге был принят законопроект, предусматривающий ответственность за публичные действия, направленные на «пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних». Тем самым фактически криминализуется деятельность ЛГБТ организаций, а представители меньшинств вновь оказываются вне публичного поля. При разработке этого законопроекта не были учтены существующие конституционные и международные нормы в сфере прав человека и запрета дискриминации. Аналогичные законы были приняты и уже вступили в силу в других регионах: в Костроме и в Архангельске. Депутатами высказывается намерение принять в будущем аналогичный закон на федеральном уровне.

Таким образом, АДЦ «Мемориал» отмечает общее ухудшение положения дискриминируемых групп, ужесточение законодательства, в том числе принятие прямо дискриминационных законов. Увеличивается число нарушений представителей органов государства, случаев насилия и злоупотреблений со стороны сотрудников полиции. Происходит усиление политического преследования в отношении активистов и правозащитников, ограничиваются права на свободу мирных собраний и выражения мнения.