Правозащитники информировали президента о проблеме нарушения свободы собраний, неправомерном антиэкстремизме и политических репрессиях в России и Беларуси. Члены Совета по правам человека передали Дмитрию Медведеву обращение в защиту белорусского правозащитника и политического заключенного Алеся Беляцкого.
28 апреля прошла последняя встреча Совета по развитию гражданского общества и правам человека с президентом Медведевым, в которой приняли участие, известные правозащитники – том числе, Светлана Ганнушкина, Людмила Алексеева, Юрий Джибладзе. Члены Совета в своих выступлениях представили многочисленные проблемы серьезных нарушений прав человека в России. Тему свободы собраний, свободы выражения мнений и преследований гражданских активистов поднял в своем выступлении руководитель Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе.
В ходе выступления особое внимание было уделено проблеме неправомерного антиэкстремизма, критике злоупотреблений «центров Э», их деятельность охарактеризована как «политический сыск» и приведены примеры преследований активистов в Нижнем Новгороде и преследования Филиппа Костенко в Петербурге:
«Мы всё чаще фиксируем злоупотребление со стороны специализированных антиэкстремистских подразделений – так называемых центров «Э». Эти подразделения появились в 2008 году, преобразовавшись из отделов по борьбе с организованной преступностью. За политических активистов, молодёжные движения, религиозные организации, блоггеров взялись те же люди, что годами работали с преступными группировками. Создание этих центров вызвало вполне обоснованную критику, которая с тех пор только усиливается. Им предъявляют три существенные претензии. Большое количество процессуальных нарушений разного рода, профашистские симпатии ряда сотрудников и собственно «политический сыск», то есть наблюдение за политическими, гражданскими и религиозными активистами по соображениям, не имеющим отношения к обычному уголовному праву. Эти центры во многих регионах активно и с применением провокаций и незаконных методов осуществляют давление на активистов, неугодных то ли кому-то во власти, то ли самим сотрудникам этих центров. Ярким примером этого является преследование сотрудниками центра «Э» в Петербурге сотрудника Антидискриминационного центра «Мемориал» Филиппа Костенко и мощная кампания запугивания и давления, ведущаяся Нижегородским центром по борьбе с экстремизмом против широкого круга гражданских и оппозиционных активистов. Проблему неправомерного антиэкстремизма нужно решать, пока она не расползлась ещё дальше».
Юрий Джибладзе также поднял тему на неправомерного ограничения права на свободу собраний, на недопустимость преследований за выражения мнения, в том числе и касающиеся критики религиозных структур, приведя пример преследования группы Pussy Riot. Особо были отмечены недостатки законодательства о публичных мероприятиях и практики «согласования», приводящие к «административному произволу» и провоцирующие «радикализацию протеста»:
«Реализация этого права по-прежнему сопряжена с рисками, которые связаны как с постоянными попытками властей отказать в согласовании публичного мероприятия, так и с превентивными задержаниями, избиениями во время акций, фальсификацией судебных процессов, а также длительными, теперь уже до 15 суток, административными арестами… В целом системный характер проблемы со свободой собраний ведёт к радикализации протеста и убеждает граждан в бесполезности подачи уведомлений, которые «всё равно не согласуют».
Также было отмечено широкое распространение применения насилия при задержаниях участников акций, в отделах полиции (к «печально знаменитым» в отношении насилия полиции был отнесен и Санкт-Петербург), несправедливые судебные процессы по административным делам и неоднократные административные аресты как «новые формы репрессий». Несовершенство практики задержаний было признано и в ответных комментариях президента.
Прозвучала и критика недостаточной реакции властей на продолжающееся насилие в отношении правозащитников и журналистов:
«Увы, следует признать, что прогресс незначительный. Да, приговоры убийцам Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, а также Николая Гиренко вселили некоторую надежду. Однако, как правило, лица, совершающие преступления против журналистов и правозащитников, остаются безнаказанными. Атмосфера безнаказанности сохраняется, стимулирует новые нападения, в том числе и в самое последнее время. Назову только два: избиение того же самого активиста «Мемориала» из Петербурга Филиппа Костенко и жестокое нападение на активиста Химкинского леса Алексея Дмитриева прямо на днях».
Говоря о проблемах Беларуси, Юрий Джибладзе назвал ситуацию с белорусским правозащитником Алесем Беляцким, осужденным на четыре с половиной года за правозащитную деятельность. Юрий Джибладзе отметил, что Россия ничего не предпринимает в своей международной политике, чтобы повлиять на ситуацию с преследованием правозащитника. В рамках встречи президенту было передано обращение по делу Алеся Беляцкого, подписанное членами Совета.
Стенограмма заседания: http://kremlin.ru/news/15170
Текст выступления Юрия Джибладзе: http://dzhib.livejournal.com/57985.html