09.11.2022

Венгрия: дискриминационные практики в отношении ромских беженцев из Украины

3 ноября 2022 года в Будапеште состоялась презентация независимого исследования «Солидарность с украинскими беженцами в Венгрии: практика и отношения, основанные на опросе населения», посвященного положению беженцев из Украины в Венгрии. Исследователи выяснили, что, в отличие от основной массы беженцев, закарпатские ромы вынуждены сталкиваться с негативными институциональными практиками.

Из проблем, которые были выделены исследователями, — нежелание многих гуманитарных организаций размещать ромов в центрах для беженцев, отсутствие какой-либо возможности снять частное жилье, серьезный дефицит информации и, в целом,отсутствие какой-либо значимой помощи со стороны венгерских властей и гуманитарных организаций.

На презентации было сказано, что даже украинцы среднего достатка в Будапеште часто сталкиваются с трудностями при аренде жилья. Некоторые арендодатели считают слишком рискованным сдавать свою квартиру беженцам. В случае же с ромами отказ сдавать квартиру следует даже в том случае, если это не многодетные семьи, а, например, мать с ребенком. Примером такого отношения может служить история Аниты Габор, которая приехала в Венгрию в феврале, сразу после начала военного вторжения российских войск в Украину:

«С марта мы с мужем и детьми жили в приюте на улице Данко. Поскольку у меня эпилепсия, тяжело было находиться в шумном окружении большого количества людей, поэтому нам даже выделили собственную маленькую комнату. Однако теперь мы должны оттуда уехать из-за того, что приют переполнен и мест на всех не хватает. Уже много недель мы ищем квартиру, но пока безуспешно. Как только хозяева видят, что мы ромы, да еще и с детьми, сразу отказывают»

Анита, Дорина и Золика Фото: Габор Сиоррети (magyarnarancs.hu)

«Ромов стараются не замечать, максимально отделяя от остальных беженцев, что можно было видеть уже в первые недели войны. Многие ромы, прибывавшие в Будапешт, пытались зарегистрироваться и получить место на спортивной арене BOK, переоборудованной в центр для приема беженцев, однако работники центра опасались, что, если их поселить вместе с другими украинцами, это приведет лишь к неприятию или конфликтам, и по этой причине отказывали им. Схожей политики придерживаются и другие крупные временные приюты. Вместо заселения в гуманитарные центры существует практика, о которой официально не сообщается. Она заключается в том, что ромов отправляют в иммиграционную полицию, а затем доставляют в назначенные государством приюты для беженцев, расположенные, как правило, в сельской местности, закрытые в последние годы, после кризиса беженцев 2015 года, а теперь вновь открытые из-за войны в Украине. В таких центрах в основном размещают закарпатских ромов, вдали от потенциальных мест работы и каких-либо других возможностей», – говорилось на презентации.

Ромские активисты, участвовавшие в исследовании, сообщили, что государственные гуманитарные организации и приграничных районах относились к беженцам-ромам иначе, чем к другим украинцам. По словам сотрудника одной из ромских НКО, вопиющим примером неравного отношения к ромам был приказ мэра приграничного города Захонь закрыть палатки муниципалитета и благотворительной службы «Реформатус» после того, как на городской вокзал прибыл поезд с примерно 300 ромскими беженцами. Также сообщается, что в первые дни войны ромским семьям пришлось днями ждать разрешения на пересечение границы, не получая никакой помощи от официальных органов.

Проблема образования и интеграции ромских детей остается острой. По словам авторов исследования, венгерская школьная система была совершенно не готова к приему украинских детей. Педагогические программы, ориентированные на социальную интеграцию, в последние годы не развивались, и государственных ресурсов для повышения квалификации в этом направлении нет, что сказалось на готовности образовательных учреждений к принятию детей-беженцев. В особенности эта проблема коснулась детей-рома, так как большинство из них оказались неподготовленными к школе и не обладали даже самыми базовыми знаниями школьной программы.

Вот как описала ситуацию с ромскими детьми Агнес Мацне Плецер – руководитель школьной волонтерской программы для детей-беженцев из Украины: «Мы столкнулись с жестокой школьной травмой. Помимо того, что 60 % пришедших к нам ромских детей не умели ни читать, ни писать, дети были страдали от тревожности и тяжелых воспоминаний, – например, что учитель всегда сажает их в школе за задние парты, что он бьет их по голове, если они не ведут себя смирно, что если у них нет денег на такси, как они называют микроавтобусы, им надо каждое утро проходить восемь километров до школы, и за это время они очень устают».

Авторы исследования отметили, что многие украинские ромы не имеют доступа к системе здравоохранения и не могут получить медицинскую помощь в Венгрии, поэтому вынуждены просить своих родственников отправлять им необходимые лекарства из Закарпатья.

Exit mobile version