В аппарате правительства РФ создана Межведомственная рабочая группа по проблемам межнациональных отношений под председательством вице-премьера Д.Козака, а при ней – Экспертно-консультативный совет, первое заседание которого уже состоялось в конце августа 2011 года.
Образованию этих многоэтажных структур предшествовали еще более громкие встречи: в феврале 2011 года на заседании Госсовета, посвященном национальным проблемам, президент Д.Медведев высказался за создание правительственной комиссии для координации вопросов межэтнических отношений. Затем, 19 июля 2011 года, премьер В.Путин собрал представителей национальных и религиозных объединений, но уже в рамках Общероссийского народного фронта, и здесь тоже звучала идея создания новой правительственной структуры. И вот результат: Д.Козак возглавил Межведомственную рабочую группу, при ней образован экспертный совет. Казалось бы, есть повод для ликования, что некоторые деятели национальных автономий уже и продемонстрировали: так, Н.Г.Деметр, председатель ФНКА российских цыган (ромов), по словам корреспондента «Аргументов недели», «буквально светилась от радости: «Лед тронулся! Впервые за многие годы у меня появилась надежда на решение наших проблем».
Казалось бы, действительно, дело хорошее: ведь после упразднения целого Министерства национальностей (не очень, правду сказать, мощного) его функции были переложены на немноголюдный отдел в Министерстве регионального развития, что понизило сам «статус» этноконфессиональных проблем в России. Меж тем, у экспертов, защищающих права меньшинств, возникает закономерный скепсис и по поводу упомянутых выше заседаний, и по поводу созданной рабочей группы. Совершенно ясно, что активность первых лиц страны в области национальных отношений вызвана приближающимися выборами, в которых «национальная карта» будет разыгрываться большинством кандидатов. Поэтому им так важно «отметиться» и «застолбить» этот участок общественного пространства, выказав заинтересованность жизнью этнических и религиозных объединений. На встрече 19 июля многократно было повторено (как «хозяевами» – премьером Путиным и патриархом Кириллом, так и «гостями» – лидерами этнических и религиозных организаций), что Общероссийский народный фронт – это и есть та вожделенная «площадка», которой только и не хватало для улучшения межнациональной обстановки. Вообще говоря, непонятно, что мешало чиновникам пусть даже с урезанными полномочиями заниматься этими проблемами раньше, без всяких фронтов. Наивно полагать, что новая структура решит, наконец, национальные проблемы России и станет той самой мышкой, без решающего участия которой не смогли вытащить репку ни бабка, ни дедка, ни жучка, ни внучка.
С другой стороны, огорчает и позиция лидеров национальных объединений. То ли они не понимают, что их используют в предвыборной борьбе. То ли они совершенно отчаялись решить наболевшие проблемы своих народов и рады любой возможности донести свои предложения до власти – хоть завалив Администрацию президента письмами, хоть вступив в Народный фронт. То ли – что самое грустное – всё понимают и спешат выказать лояльность правящей партии (иногда неуместно славословно) в надежде получить от нее определенные бонусы и преференции. Их выступления в пользу национальных меньшинств – на словах – очень правильны, но хорошо известно, что, например, деятельность национально-культурных автономий ограничивается мероприятиями, которые не имеют отношения к защите прав соответствующих народов (фестивали, праздники и т.п.). Как правило, лидеры автономий – это благополучные, высокообразованные люди, которые довольно далеки от реальных проблем своего народа и не хотят конфликтов с властью. В свою очередь, представители меньшинств, наиболее нуждающиеся в помощи, зачастую понятия не имеют о деятельности автономий и тем более не выбирали и не уполномочивали тех, кто выступает от их имени.
Критические замечания «с мест» уже раздаются: так, например, П.Лиманский, представитель цыганской организации из Ростова-на-Дону, пишет: «В последние годы я часто принимал участие в разного рода мероприятиях, в том числе и с представителями правительства РФ. Все данного рода встречи, к сожалению, были лишь пустым звоном на бескрайних полях России. Исключением был лишь город Москва, где руководители ромских организаций могли выпросить и получить значительные средства от Минрегионразвития, от правительства Москвы лишь для организации банкетов и концертов, которые московским ромам не очень интересны, поскольку приелись. В регионах ситуация годами не меняется. Я долгое время пытался обратить внимание руководства России к ромским проблемам и рад, что что-то сдвинулось в преддверии выборов. Но из жизненного опыта мне известно, что встречи в Москве с чиновниками и даже с самым главным из них – премьер- министром – не всегда приводят в результатам в регионах».
Ольга Абраменко