26.06.2011

«Приключения» иностранца в России

Его история чем-то похожа на большинство аналогичных историй иностранных граждан, обращающихся в АДЦ «Мемориал» за помощью.

            В 2006 году по приглашению российской компании-работодателя в Красноярск из далекой Боливии приехал иностранец, назовем его Анхель. За плечами у него имелись два диплома об образовании: фармацевтический и поварской, и опыт работы шеф-поваром национальной кухни. Именно кулинарный опыт и знания заинтересовали российского работодателя, и до конца 2008 года Анхель благополучно проработал в ресторане в городе Красноярске, но подошел срок действия визы и полученного в России разрешения на работу, а значит и подошла пора возвращаться домой в Боливию.

            Работодатель приобрел Анхелю билет по маршруту Красноярск — Санкт-Петербург с обещанием перечислить ему на счет оставшуюся задолженность по заработной плате за два месяца и выходное пособие, а также приобрести электронный билет Санкт-Петербург — Санта-Круз (Боливия).

            Однако, на удивление Анхеля, ни денег, ни билета он не дождался. Да и бывший работодатель перестал отвечать на его звонки. Оставшись без действующей визы, билета для возвращения на родину и средств к существованию, Анхель вынужден был перейти на нелегальное положение. Жил у соотечественников и других добрых людей, которые давали ему временный кров, а он готовил им еду и занимался хозяйством.

            Анхель всерьез засобирался домой в Боливию после двух лет нелегального нахождения в России.  За помощью он пришел в АДЦ «Мемориал», где ему была дана консультация и предложена посильная помощь в осуществлении его желания вернуться на родину.

            В первую очередь для оформления выездных документов ему необходимо было продлить срок действия паспорта, для чего обратиться в Посольство Боливии в России, находящееся в Москве. С продлением срока действия паспорта проблем не возникло, и через несколько дней Анхель появился в офисе АДЦ «Мемориал» с готовым документом.

            Дальше Анхелю необходимо было оформить выездные документы, и с этой целью Анхель явился в районный отдел УФМС по месту пребывания в Санкт-Петербурге. Действуя по поговорке «на ловца и зверь бежит», работники ОУФМС оформили на Анхеля протокол по статье 18.8. Кодекса об административных правонарушения РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение миграционного законодательства. Санкция по данной статье предусматривает наложение на нарушителя штрафа с выдворением за пределы РФ или без таковой. При этом при оформлении протокола об административном правонарушении иностранцу, не владеющему русским языком, не был предоставлен переводчик, что является нарушением его права на объективный и беспристрастный процесс. При оформлении административного дела работник ОУФМС пообещал, что в суде они будут требовать лишь наложения штрафа, после уплаты которого Анхелю оформят выездные документы и он сможет уехать в Боливию.

            После оформления необходимых документов ОУФМС передало материалы административного дела в Невский районный суд Санкт-Петербурга, где Анхелю назначили штраф и выдворение за пределы РФ.

            На вопрос удивленного Анхеля, заданный работнику ОУФМС: «А как же обещание не выдворять его из страны?» работник миграционной службы подошел к судье и через некоторое время вернулся к Анхелю и показал новый судебный акт, где к первым двум пунктам (уплата штрафа и выдворение), добавился третий — помещение в Центр содержания иностранных граждан. На возглас иностранца «Как?!», последовал ответ: «Чтобы не возмущался!»

            Так доверчивый боливиец оказался в Центре содержания иностранных граждан. А казалось бы, чего проще — миграционной службе оформить необходимые для выезда документы для иностранца, у которого возникло желание уехать домой, после привлечения его к административной ответственности. Но у работников ФМС другое мнение. Важно, чтобы человек прочувствовал всю неотвратимость наказания, а что касается данного ему обещания, то каждый человек хозяин своего слова: слово дал — слово взял.

            Пока Анхель постигал все «прелести» пребывания в тюремных условиях Центра содержания иностранных граждан, адвокаты АДЦ «Мемориал» добивались его освобождения из-под стражи и обжаловали судебный акт в вышестоящий суд в связи с существенными нарушениями, допущенными при оформлении материалов административного дела и самого судебного процесса. В итоге постановление суда первой инстанции отменили, Анхеля выпустили из Центра содержания иностранных граждан, а административное дело направили на новое рассмотрение в тот же суд.

            В новом заседании суд учел все обстоятельства дела: обман работодателем Анхеля, что привело его к существованию на нелегальном положении; незнание Анхелем русского языка и российского законодательства; его деятельное раскаяние и самостоятельное желание покинуть Россию, для чего он и явился в ОУФМС, где на него было заведено административное дело. Суд назначил Анхелю наказание в виде уплаты штрафа.

            Оплатив штраф, Анхель направился в ОУФМС по месту пребывания, как того требует законодательство, для оформления выездных документов.

            Вот и конец истории, скажете вы: иностранец покинет далекую Россию и вернется к себе на родину, где его заждались родственники и друзья. Но это наше мнение, а работники ОУФМС рассуждают по другому.         И вот «приключения» иностранца входят в новую стадию.

            Узнав цель прихода Анхеля и уточнив его фамилию, работник ОУФМС исчезла, оставив иностранного гражданина дожидаться ее. Время шло, рабочий день подходил к завершению, а иностранец все ждал работника миграционной службы, которая так вежливо попросила его обождать. На вопросы Анхеля «Когда же ему начнут оформлять документы?», ему отвечали, что все находятся на совещании у руководства.

            За полчаса до окончания рабочего дня в зале, где Анхеля оставили дожидаться приема, появился руководитель управления службы миграционного контроля, который огорошил боливийца неожиданным заявлением: у него на руках постановление суда о помещении Анхеля в Центр содержания иностранных граждан с последующим выдворением за пределы РФ. Поэтому сейчас Анхеля препроводят в Центр содержания иностранных граждан, где он будет дожидаться выдворения. От нового заточения Анхеля спасло присутствие юриста АДЦ «Мемориал», который предъявил новый судебный акт, отменяющий такие санкции, как помещение в ЦСИГ и выдворение. Но такой «мягкий» исход для «злостного нарушителя миграционного законодательства» не удовлетворил ОУФМС.

            Следующим шагом стал отказ общаться с Анхелем через переводчика, который не имеет диплома и свидетельства, дающего право заниматься переводом с испанского языка на русский профессионально.             Кроме этого, ОУФМС потребовало присутствие человека, у которого Анхель в данный момент проживает. Это необходимо, чтобы привлечь его к ответственности за организацию нелегальной миграции иностранцев в Россию.

            При этом руководство управления службы миграционного контроля согласилось с доводами юриста, что Анхель уже понес заслуженное наказание за нарушение миграционного законодательства и не может быть привлечен к ответственности повторно, а новых нарушений миграционного законодательства он не совершил, так как в настоящий момент находится в России легально и срок постановки его на миграционный учет еще не истек. 

            Однако работники ОУФМС остались непреклонны в своем требовании присутствия профессионального переводчика и «принимающей стороны», хотя, по сути самого дела, такой стороны не может быть. Учитывая, что до конца рабочего дня осталось 15 минут, работники ОУФМС сообщили, что ему надлежит явиться на следующий рабочий день с указанными лицами,  после чего ему начнут оформлять документы.

            Следующий день также не принес никаких результатов, то есть документы Анхелю оформлять не стали, даже с учетом того, что по его просьбе в ОУФМС явился профессиональный переводчик, который осуществлял перевод по его делу в суде. Невыполнимым оказалось требование обеспечить явку «принимающей стороны», которая, как мы помним, находится в Красноярске и всякая связь Анхеля с ней утрачена. Пробыв в ОУФМС весь рабочий день, Анхель покинул миграционную службу ни с чем.

            После совещания адвоката и юриста, ведущих дело Анхеля, было принято решение: не обращая внимания на требование оформления выездных документов в территориальном ОУФМС по месту пребывания Анхеля в Санкт-Петербурге, обратиться за выездными документами в районное ОУФМС, которое задерживало его и оформляло на него административное дело.

            Потеряв два дня и изрядно понервничав, Анхель пришел в ОУФМС Невского района, где у него были приняты документы для оформления выездной визы и было дано обещание успеть сделать их в срок, так как подходит к концу время его легального нахождения в России, после истечения которого … его ждут новые «приключения» в России. 

 

P.S. Через несколько дней, вечером, позвонил Анхель и сообщил, что у него все

хорошо, он находится в аэропорту и готовится идти на посадку в самолет для вылета домой.

Он горячо благодарил всех за оказанную ему помощь. Приятнее всего было слышать от него

слово «amigos».

 

 

Дмитрий Полтавский

             

this post is also available in: Английский