Недавно все, кто получает новости по цыганской электронной рассылке познакомились с письмом активиста цыганской общественной организации «Амала» (Ростов-на-Дону) Павла Лиманского, который называет себя членом Правления Международного Союза цыган СНГ и Балтии. Оно касалось, как пишет автор, «создания при Международном союзе цыган силовой структуры, полное название которой – Романи секьюрити». Глаза у меня полезли на лоб, особенно когда я дочитал письмо до конца: Сотрудник цыганской разведки должен уметь вербовать открытых сторонников и тайных осведомителей, осуществлять подкуп официальных лиц и второстепенных чиновников, писать четко свои шифрованные донесения».
Раньше я относился к письмам Лиманского с юмором, хотя мне и было досадно, что он, что называется, «пудрит мозги» цыганской и нецыганской общественности своими странными инициативами. Но согласитесь, цыганская разведка – это уже слишком. Не случайно модератор теперь сопровождает письма Лиманского замечанием, что все, что в них написано, не отражает мнения редакции и членов Наблюдательного совета рассылки. Очевидно, реакция некоторых корреспондентов заставила Лиманского немедленно откреститься от собственного участия в «цыганском КГБ»: Первым вопросом многих ромэн был таков: состою ли я в организации «Романи секьютити». Отвечаю – что нет и никогда не состоял. Многие интересуются, состоял ли я в подобных организациях каких-либо стран. Ответ – нет, никогда не состоял и не состою. Откуда мне известно об этой организации? Ответ: я имею среди своих знакомых людей, которые создают эту организацию. Почему руководство Международного союза цыган не афиширует эту организацию? Ответ: разглашение информации об этой организации нецелесообразно».
Надо сказать, что туман, который Лиманский напускает на свою «деятельность», загадочные и неконкретные сведения, которые он с большим апломбом сообщает, заставляют думать, что он не тот, за кого себя выдает. В своем письме о «цыганской разведке» Лиманский пишет, что «главным направлением её работы остается отслеживание всех тех процессов, которые могли бы нанести ущерб национальным интересам цыганского народа». Если бы я был цыганским разведчиком, то среди тех, кто приносит вред цыганам, я бы довольно быстро «отследил» Лиманского.
Лиманский известен и другими инициативами: например «романо лил», цыганский паспорт. К реализации этой задумки Лиманский уже вовсю приступил, «осчастливив» некоторых цыган этим документом – не бесплатно, конечно. Он утверждает, что раздавать цыганские паспорта ему поручил 7-й Международный съезд Международного цыганского союза , прошедший в Загребе в 2008 году. Лиманский пишет, что паспорта вводятся в качестве единого документа для пересечения границ жителями ромской национальности, регистрации личных данных в Евросоюзе и во всем мире для решения социальных проблем ромов, который служил бы в качестве средства ромской национальной гордости и способствовал бы чувству единения, и позволял бы ромам участвовать в избирательном процессе в ромском сообществе». На деле этот паспорт не признан ни одним государством, никаких социальных проблем ромов не решает. Малограмотные люди, за довольно большие деньги покупающие у Лиманского цыганские паспорта, не смогут по этому документу оформить пособие, узаконить дом, зарегистрироваться по месту жительства, поехать за границу. Однако мысль о безграничных возможностях, открывающихся перед обладателями «романо лил», им настойчиво навязывается – надо думать, с целью рекламы. Вот уже Лиманский обращается к ромским средствам массовой информации, ромским сайтам, газетам, телевидению, радио (интересно, где это он в России такие нашел?..) с предложением как можно больше включать в программы и распространять идею, информацию о ромском паспорте. Рассказывать о многих преимуществах использования ромского паспорта. Ромским ансамблям, поэтам, деятелям культуры включать в свой репертуар стихи, и песни о ромском паспорте».
Наоборот, хочется объяснить цыганам: приобретая «романо лил», вы покупаете не документ, а просто сувенир на память. Пытаться по такому паспорту поехать за границу или даже купить билет на поезд – это все равно что пытаться расплатиться в магазине напечатанными на ксероксе копиями денежных купюр. Европейский Форум цыган и трэвэллеров еще в 2009 году официально высказался о цыганских паспортах, призвав цыган не посылать свои персональные данные и фотографии тем, кто собирался выпускать эти незаконные и бессмысленные документы.
Но на паспортах фантазия Лиманского не иссякла. И вот новая идея – ромская национальная валюта… Один ром – полтора грамма, пять ромов – пять граммов… «Изготовление ромской национальной валюты будет доверено всем желающим. А это значит, что на международном съезде цыган будет утверждены эталоны самой валюты, то есть стандарты. И любой изготовитель, сделавший согласно эталону и стандарту денежную ромскую национальную валюту, сможет сам пускать её в оборот. В реальности это может выглядеть так: ром, получив через интернет эталоны (эскизы) валюты, идет в ювелирную мастерскую и заказывает изготовление нужной ему денежной ромской единицы в нужном ему количестве. При этом он может в качестве оплаты отдать ювелиру пришедшие в негодность, поломанные ювелирные украшения. Я думаю, рома не будут протестовать, если ромскую национальную валюту по личной политической инициативе и на личное финансирование начнут выпускать финансовые учреждения Соединенных Штатов Америки, Кипра, Индии, страны Евросоюза или даже Российской Федерации. Контролировать качество изготовления будет сам потребитель данной валюты. В дальнейшем по необходимости возможно ведения и бумажных денежных единиц. Мне кажется, что предложенный мною проект по ведению национальной валюты реален и, главное, не потребует больших затрат. Одно из преимуществ – это то, что данная валюта, выполненная из золота высшей пробы, автоматически станет конвертируемой и будет признана всеми деловыми людьми мира. Второе – распространение ромской валюты невозможно будет остановить или каким-либо законом запретить, поскольку не будет единого центра её изготовления».
Это же уголовная статья – изготовление фальшивых денег… На самом деле, никто, конечно, не будет пытаться расплачиваться этой валютой – снова перед нами ценный сувенир, которому Лиманский пытается приписать величайшее значение: «Национальная валюта является одним из инструментов, объединяющих и сближающих все этнические группы цыган».
Совершенно возмутительными выглядят нападки Лиманского на Европейский центр по правам цыган – оказывается, сотрудники центра оказывают помощь «не тем» – разбазаривают, понимаете ли, цыганские фонды на нецыган, а мало ли какой черноволосый и черноглазый объявит себя цыганом – паспорта-то у него нет, а цыганское секьюрити его прохлопало! Вместо того, чтобы быть признательным тем людям нецыганского происхождения, которые многое делают для защиты прав нашего народа, Лиманский обвиняет их в том, что они тратят деньги не на тех.
Завершая этот довольно горький разговор, я хотел бы сказать, что в целях свободы слова не стоит, наверное, исключать Лиманского из ромской рассылки. Я бы только на месте редактора снабжал его письма заголовками вроде «Нарочно не придумаешь», «Не попадитесь на удочку» или «Посмеемся вместе». Необходимо давать здравую оценку таким «инициативам». Можно, конечно, и просто посмеяться над ними, но опасно и даже преступно их пропагандировать: ведь они только дискредитирует цыганское общественное движение.
Александр Клейн