15.03.2010

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: Законодательство РФ об образовании и международные образовательные стандарты

Вопрос доступа к школьному образованию с каждым годом все больше интересует цыганских жителей России, которым мы оказываем юридическую помощь. И если с каждым годом образование становится все более востребованным нашим обществом, то доступ к нему порой связан с преодолением некоторых препятствий.

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (далее – закон «Об образовании») провозглашает соответствие образовательного процесса в России нормам международного права. Так ли это на практике – попробуем выяснить, рассмотрев основные российские законы в области образования и последние изменения в них.

Согласно международным принципам, образование – общедоступное благо, открытое для всех желающих. Каждый человек, независимо от своего происхождения и правового статуса вправе получить качественное образование в соответствии со своими способностями и устремлениями. Впервые это право было закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и получило свое дальнейшее развитие в ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

В Конвенции о правах ребенка 1989г., подписанной Россией, право на образование признается за всяким ребенком, причем государства-участники обязуются вводить бесплатное и обязательное начальное образование. Среднее образование также должно быть доступным для всех детей, согласно Конвенции, а в случаях необходимости такое образование следует предоставлять бесплатно или при финансовой помощи. В обеспечении государствами высшего образования для своего населения Конвенцией также не делается  исключений.

Ст.43 Конституции РФ гарантирует каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование признается обязательным.

Но если на международном уровне и в основном законе нашей страны мы имеем дело с понятиями «все», «каждый», то в федеральных законах об образовании картина несколько иная – в них фигурирует термин «граждане», и несущественная, на первый взгляд, разница в формулировках законодателя может стать преградой в реализации права на образование для тех, кто российским гражданином не является.

Законом РФ «О языках народов РФ» от 25.10.1991 право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения гарантируется каждому (ст.2), а нормы, устанавливаемые Законом, распространяются на граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. Однако в остальных положениях закона упоминаются лишь граждане. В других статьях закона, посвященных образованию права закрепляются только за гражданами РФ, например, в ст.9 право на свободный выбор языка воспитания и обучения является прерогативой граждан РФ.

Лишь на граждан распространяются и гарантии закона РФ «Об образовании», хотя некоторые положения закона вызывают вопрос: кто же все-таки может воспользоваться теми или иными правами? Так, условия приема в образовательные учреждения предполагают прием граждан (ст.16), хотя в той же статье, определяя состав лиц, имеющих право поступать в средние и высшие учебные заведения вне конкурса, законодатель упоминает детей-сирот, инвалидов, лиц до 23 лет из числа детей-сирот, детей лиц, погибших вследствие военной травмы – без отношения к их гражданству, и наряду с ними перечисляет категории граждан – имеющих одного родителя, уволенных с военной службы и др. Получается, положение наиболее уязвимых групп людей остается неопределенным, и смогут ли они получать среднее или высшее образование в России при отсутствии российского гражданства, из закона прямо не следует.

Единый государственный экзамен определяется законом как экзамен для «лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования», а в круг «лиц» могут быть включены все люди. Но так как в целом закон распространяется только на граждан, то, следовательно, далеко не все лица могут быть допущены к экзамену. Право на получение бесплатного начального, основного общего, среднего, высшего и послевузовского образования также закрепляется за гражданами (п.7 ст.16), что противоречит, во всяком случае касательно начального образования, Конституции и международным нормам.

Разумеется, подобные разночтения требуют разъяснений, но если мы обратимся к закону  “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, то можем убедиться в том, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст.4). Ограничения, как в случае с правом на свободу передвижения или с правом избирать и быть избранным, в вопросах образования для иностранцев не установлены. Но несоответствия между разными документами в законодательстве об образовании вводят в заблуждение и могут привести к тому, что людям с иным гражданством или без него доступ к бесплатному обучению или к обучению в целом будет закрыт либо значительно затруднен.

Многонациональность самих российских граждан, безусловно, должна учитываться при организации образовательного процесса. Ведь для многих детей, для кого русский язык не является родным, обучение в школе – это не только масса новых знаний, но и приобщение к знаниям на новом языке. Представители некоторых народов, например цыган, приходят в школу совсем не владея русским языком и поэтому нуждаются во внимательном подходе педагогов. Согласно ст.6 Закона «Об образовании», во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами. Вместе с тем, учитывается возможность образования на родном языке. В соответствии с Конституцией РФ (ст.26(2)), каждый имеет право на пользование родным языком, свободой выбора языка обучения.

Право граждан на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Образовательный процесс на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования.

Для представителей этнических групп, не имеющих своих государственных и национально-территориальных образований, малочисленных народов государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями. Сложность проведения этой нормы в жизнь заключается в том, что механизм их реализации не разработан, нет четкого плана действий по созданию и поддержанию таких классов и школ, а подготовка соответствующих специалистов не ведется по разным причинам.

В то же время, предоставление качественного образования национальным меньшинствам – международное обязательство Российской Федерации. Ратифицированная в 1998г. Рамочная Конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств (1995), закрепляет за сторонами обязанность по обеспечению равных возможностей доступа представителей меньшинств к образованию на всех уровнях. Поощряя сохранение и развитие культуры народов-меньшинств, государства, как следует из ст.14, в районах традиционного проживания, а также там, где лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, составляют значительное число, стремятся обеспечить надлежащие возможности для изучения представителями меньшинства своего языка или получения образования на этом языке. Сообщества национальных меньшинств могут создавать собственные частные школы специально для детей своей национальности. Однако в государственных учреждениях, где обучаются дети таких меньшинств, им должно оказываться содействие в получении качественного образования.

Язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем или уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и субъектов. Однако право выбора образовательного учреждения остается за родителями ребенка или самим гражданином по достижении совершеннолетия.

14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (Россией ратифицирована). Согласно ст. 1 этой Конвенции, запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

Российское законодательство вслед за международными актами провозглашает равенство прав и возможностей в сфере образования, запрет дискриминации. Так, согласно ст. 5 Закона РФ “Об образовании”, гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Новая редакция закона «Об образовании» содержит ряд требований к содержанию образования, которое должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

формирование духовно-нравственной личности;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества (ст.14 п.4.1).

Кроме того, в средних учебных заведениях законом предусматривается получение начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности и навыков гражданской обороны (ст.14 п.7).

Образовательные программы, утверждаемые учебными заведениями, в силу Закона «Об образовании», должны соответствовать образовательным стандартам, которые принимаются на федеральном уровне. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Перечень государственных федеральных высших учебных заведений, имеющих право самостоятельно устанавливать стандарты и требования к реализации программ высшего образования, утверждается указом Президента Российской Федерации и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Помощь в осуществлении прав на школьное образование – развивающееся направление юридической работы «Мемориала». Проблемы в области образования, с которыми сталкиваются цыганские ученики и их родители, многообразны. Многих детей в школу не принимают из-за отсутствия регистрации по месту жительства, хотя школьное образование не связано с пропиской. В различных регионах России, особенно в местах компактного проживания цыган, существуют цыганские классы и даже школы. К сожалению, обучение в таких школах нельзя назвать эффективным, потому что, как правило, дети всех возрастов объединяются в одном классе, все предметы преподает один учитель, и естественно, цыганские дети, которые и так живут в изолированном таборе, не смогут в таких условиях интегрироваться во внешнюю среду. Нередко к нам обращаются жители цыганских поселений с жалобами на отказ школ в дальнейшем обучении детей, закончивших начальную школу, хотя многие ученики не отстают в способностях от своих сверстников.

В последнее время цыганские жители – и взрослые, и дети, – все больше осознают пользу и необходимость образования, выражают желание учиться. И как российские граждане они располагают всеми правами в этой сфере, и кроме того, правами, гарантированными национальным меньшинствам. Но не всегда могут ими воспользоваться и самостоятельно защитить. Как отметила адвокат Валентина Шайсипова, занимающаяся защитой прав на образование цыганских детей п. Калиничи (Тамбовская область), проблема обучения стала интересовать цыган, но людям нужно в этом помогать, даже если они не заинтересованы.

Exit mobile version