02.02.2011

Юридическая помощь этническим корейцам.

Рубрика Защита прав меньшинств

С ноября 2010 года Антидискриминационный центр МЕМОРИАЛ реализует проект «Предоставление юридической помощи этническим корейцам, прибывшим из республик бывшего СССР» (в сотрудничестве с ФНКА корейцев Санкт-Петербурга и при поддержке Генерального консульства Южной Кореи).

Судьба корейцев в СССР чрезвычайно драматична: они были первыми, кто испытал тяготы массовой депортации, — впоследствии подобная судьба постигла немцев, крымских татар, чеченцев и другие народы, которые были объявлены враждебными советскому тоталитарному режиму.

Первые директивы о насильственном переселении корейцев из пограничных районов Приморья в отдаленные территории Хабаровского края датируются 1927 годом. Затем Политбюро ЦК ВКП(б) под председательством Сталина еще неоднократно возвращается к этому вопросу, но окончательный вид планы отселения корейцев обрели в печально известном постановлении №1428-326сс Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 21 августа 1937 года «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанным В. Молотовым и И. Сталиным. Официальной целью депортации было объявлено пресечение «проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край». 28 сентября 1937 года Совнарком СССР принимает дополнительное постановление №1647-377 сс «О выселении корейцев с территории Дальне-Восточного края», причем речь шла о тотальной депортации корейцев не только с Дальнего Востока, но и на прочих территориях страны. Планировалось закончить депортацию в кратчайшие сроки: 25 октября 1937 г. нарком внутренних дел СССР Ежов уже докладывал в Кремль, что «выселение корейцев из ДВК закончено» и 36 442 семьи, насчитывающие 171 781 человек, в рекордные сроки вывезены в Казахстан и Узбекистан. Остальное корейское население предполагалось депортировать до 1 ноября 1937 года.

Среди причин депортации советских корейцев с Дальнего Востока историки называют: стремление Сталина сблизиться с императорской Японией в преддверии войны, к которой Советский Союз не был готов (в качестве уступки Японии с Дальнего Востока выселялись антияпонски настроенные корейцы); стремление разрушить компактное расселение корейцев, чтобы предотвратить их возможные требования автономии (по аналогии, например, с созданной в 1934 году Еврейской автономной областью); стремление преодолеть нехватку трудовых ресурсов, возникшую в Казахстане и Средней Азии в результате гибели и миграции жертв репрессий и сплошной коллективизации (по оценкам ученых, ими стали почти 3 млн. чел.).

Однако, как пишет проф. Г.Н.Ким, «основополагающая причина состояла в осуществлении великодержавной линии как во внутренней, так и внешней политике тоталитарного режима. Депортация корейцев была спланированной, организованной и тщательно проконтролированной широкомасштабной акцией тоталитарного режима, апробировавшего механизм массовых принудительных миграций».

Депортация корейцев сопровождалась как пропагандистскими кампаниями в прессе, так и сфабрикованными политическими процессами, жертвами которых стали и простые люди, и партийные и советские руководители корейского происхождения (например, в 1938 году был расстрелян первый секретарь Посьетского райкома ВКП(б) Афанасий Ким, обвиненный в подготовке вооруженного восстания, целью которого было отделение Дальневосточного края от СССР).

Хотя часть корейцев пыталась оказать сопротивление депортации, даже единичные случаи бегства корейцев за рубеж были невозможны — настолько усилена была охрана границы. Людей перевозили эшелонами, состоящими в среднем из 50 людских вагонов, одного пассажирского, одного санитарного, одного кухни-вагона, 5-6 крытых грузовых и 2 открытых платформ. Товарные вагоны для перевозки груза и скота наспех оборудовались двухъярусными нарами и печкой-буржуйкой. В одном вагоне перевозились 5-6 семей (25-30 человек). До Казахстана эшелоны добирались за 30-40 дней. У выселяемых отнимали паспорта, конфисковали охотничье и другое огнестрельное оружие. Слежка за депортированными продолжалась на всем пути следования и по прибытии в Среднюю Азию.

Для местных властей прибытие большого числа новых жителей явилось полной неожиданностью. Ни в Казахстане, ни в Узбекистане не были готовы к обустройству такого большого количества переселенцев. Из корейцев спешно формировали колхозы, однако в Казахстане, по причине климатических и экологических условий, они не могли заниматься привычным делом — рисоводством и овощеводством. Переселенцев преследовали голод, эпидемии, жилищная неустроенность. В поисках лучшей жизни корейцы несанкционированно мигрировали в соседний Узбекистан, где были районы орошаемого земледелия (часто потому, что хотели воссоединиться с другими членами семьи, оказавшимися там).

Потери корейского населения, вызванные депортацией, огромны. Так, по опубликованным данным, всего было депортировано 172,5 тыс. чел., погибло 28,2 тыс. чел., дефицит рождений составляет 17,3 тыс. чел., итого демографических потерь 45,5 тыс. чел., что составляет 26,4 %от числа всех депортированных (Эдиев Д. Демографические потери депортированных народов СССР (http://www.polit.ru/research/2004/02/27/demoscope147.html)).

В послесталинское время «оттепель» коснулась и советских корейцев: из среды депортированных появляются депутаты, ученые, деятели культуры и искусства. Стали возможными переезды из Средней Азии в другие регионы СССР. Впрочем, к возрождению национальной культуры временное ослабление тоталитарной системы не привело: большое число корейцев утратило родной язык.

Распад Советского Союза и разрыв экономических и других связей между бывшими союзными республиками стал большим потрясением для жителей бывшей империи. На постсоветском пространстве возникли новые суверенные государства, в некоторых из них процесс национального возрождения «титульных» народов был довольно болезненным и привел к тому, что представители меньшинств стали чувствовать себя неуютно.

В результате экономических и геополитических изменений на постсоветском пространстве усилились миграционные процессы. Это касается как трудовой миграции, так и переселения так называемых «соотечественников» — людей, этнически и культурно относящих себя к русским, — в регионы России. В этом смысле положение корейской общины довольно особое: внешне сильно отличаясь от «славянского» типа и принадлежа исторически к особой культуре, в массе корейцы утратили родной язык и говорят по-русски. Поэтому от экономических и других невзгод (например, от гражданской войны в Таджикистане) корейское население Средней Азии перемещается в Россию, где сталкивается с теми же трудностями, что и другие мигранты: ксенофобией, расизмом, бюрократическими барьерами в приобретении гражданства, видан на жительства, разрешений на работу и временное пребывание и т.д. Именно поэтому юридическая помощь в области миграционного законодательства для корейского меньшинства очень актуальны.

 20 ноября 2010 года в Доме национальностей был организован семинар для представителей корейского народа, проживающих в Санкт-Петербурге. Сотрудники АДЦ «Мемориал» рассказали участникам о деятельности организации, об успехах, достигнутых в борьбе с дискриминацией и защите прав меньшинств в Северо-Западном регионе. Юристы изложили основные правовые проблемы, с которыми иностранные граждане сталкиваются при въезде и проживании на территории России, дали практические советы: как правильно оформить документы, в какие государственные органы необходимо обращаться в той или иной ситуации, как не стать жертвой фирм-посредников, какие шаги предпринять для получения гражданства.

Особый интерес участников семинара вызвал вопрос получения гражданства, разъясненный сотрудниками АДЦ «Мемориал» как в историческом (в связи с репрессиями в отношении корейского народа и мерах по реабилитации), так и в современном правовом аспектах.

Участники семинара активно задавали вопросы по практическим проблемам, интересовались законодательными “новинками” в сфере миграционной политики. Со стороны АДЦ «Мемориал» было предложено обращаться с конкретными проблемами для индивидуальных консультаций и помощи, а также, в случае необходимости более детального обсуждения той или иной темы, было решено провести новые встречи и обсуждения в рамках сотрудничества, начало которому было успешно положено.

Ольга Абраменко

this post is also available in: Английский