11.04.2011

Занятия с дошкольниками на Косой Горе

О преградах, встающих перед цыганскими детьми на пути получения образования, можно говорить бесконечно. Проблемы сегрегационных классов и отсутствия особого подхода к детям, для которых русский язык неродной, обсуждались не раз. Одним из способов решения «спутанного» клубка проблем, связанных с получением образования цыганскими детьми, могло бы стать развитие дошкольного образования. Уже сейчас при некоторых школах организуются дополнительные занятия с будущими первоклассниками. Однако иногда необходима и личная инициатива.

В поселок Косая Гора на окраине Тулы я впервые пришел в декабре 2010 года в сопровождении Геннадия Леонидовича Опарина, заведующего филиалом Ясной Поляны в Пирогово. В Пирогово находилась усадьба родного брата писателя — Сергея Николаевича Толстого, где он жил со своей женой, русской цыганкой М.М. Шишкиной. В поисках потомков Марьи Михайловны Г.Л. Опарин пришел к цыганам на Косую Гору. Ее родственников там не нашлось — на Косой Горе живут цыгане-котляры, перебравшиеся туда в начале 1960-х гг. Но завязались дружеские отношения, результатом которых стал цыганский фестиваль, организованный двумя котлярскими таборами — из поселка Плеханово Тульской области и из Косой Горы — совместно с яснополянским филиалом Малое  Пирогово.

Новой инициативой стало организация дошкольных занятий для детей поселения на Косой Горе. В недавнем прошлом именно здесь разгорелся скандал с участием школы — директор отказалась принимать цыганских детей в пятый класс. Дело закончилось судебным разбирательством, жалоба была подана в Европейский суд по правам человека.

По словам старосты поселения Вячеслава Риковича Михая, любезно предоставившего свой дом для наших занятий, в таборе около 60 детей школьного и дошкольного возраста. Треть их — ребята, которые только собираются пойти в школу.

«Когда мы напрямую спросили директора школы, почему нашим детям так трудно дается обучение, она сказала, что русские дети приходят в школу подготовленные, а наши нет», — рассказывает В.Р. Михай. Отсюда и зародилась идея организовать занятия с дошкольниками. «Я надеюсь, что те, кто сейчас занимаются в дошкольной группе, уже будут знать, что такое учеба, кто такой учитель, чем они будут заниматься в школе, не будут бояться», — говорит Вячеслав Рикович.

Самая большая трудность для обучения цыганских детей в начальной школе — барьер чужого языка. Им трудно не только запомнить, как пишутся и читаются буквы, а понять, что именно говорит учитель. Незнакомый язык, на котором к детям обращаются незнакомые люди — учителя, также вызывает стресс у детей, делает процесс обучения пугающим и отталкивающим. Обычно цыганские дети, в отличие от их русских сверстников, при поступлении в школу не умеют читать. На этом основании учителя часто помещают цыганских детей в отдельные классы. Развитие дошкольного образования могло бы существенно облегчить и улучшить сложившуюся ситуацию.

Среди моих педагогических опытов работа с детьми на Косой Горе, пожалуй, самая счастливая. «Французо» я уже более двух месяцев. Так меня прозвали жители табора в честь главного героя известного фильма французского режиссера Тони Гатлифа «Гаджо дило» («Сумасшедший чужак»). Доброе и «улыбчивое» отношение ко мне как со стороны детей, так и со стороны родителей не только радуют меня, но и делают наши занятия приятными и веселыми.

Мы только начали наши уроки: выучили первые буквы и научились писать некоторые цифры. Но самое главное, что я могу видеть уже сейчас, — это отсутствие страха у детей как перед трудным путем учебы, так и перед «чужим», что так часто было для них источником недоброго.

Кирилл Кожанов

this post is also available in: Английский