28.11.2010

Защита прав цыганского населения

9 апреля 2004 года в “Мемориале” прошел семинар-тренинг, посвященный защите прав цыганского населения. На семинар были приглашены представители цыганских общин Петербурга и Северо-Западного региона. Среди участников было много молодежи – представителей общины цыган-котляров из поселка Пери Ленинградской области. Их присутствие придало дискуссии остроту и подчас неожиданные повороты.
Программа семинара включала выступления сотрудников Северо-Западного Центра социальной и юридической защиты цыган. Юрист Центра М.Н. Носова рассказала о том, с какими проблемами ей приходится особенно часто сталкиваться. С одной стороны, представители власти иногда предвзято и грубо относятся к цыганам, например, в Лесколовском отделении милиции цыганам незаконно отказывают в оформлении документов, пользуясь их неграмотностью и правовой незащищенностью. С другой стороны, и сами цыгане подчас не понимают, что их проблемы поддаются решению, стоит только приложить к этому усилия. Например, цыгане не спешат регистрировать детей (и. соответственно, не получают детских пособий), не регистрируют браки и думают, что детей, рожденных вне брака, нельзя зарегистрировать. Есть несколько случаев записи детей под чужим именем – теперь придется через суд устанавливать материнство на основании дорогостоящей генетической экспертизы. М.Н. Носова рассказала также о результатах юридической работы и примерах того, как можно законным путем решить разнообразные проблемы.
Марина Носова и Стефания Кулаева ответили на ряд конкретных вопросов аудитории, рассказали о методах правозащитной работы.

Были продемонстрированы видеоматериалы мониторинга соблюдения прав цыган в Северо-Западном регионе России. Медицинский координатор Залина Сланова рассказала о медицинском проекте “Мемориала” и о том, с какими проблемами сталкиваются сотрудники Центра. Она призвала молодежь, присутствующую на семинаре, помогать пожилым цыганам – их родственникам и соседям- для того, чтобы люди, имеющие право на дополнительную медицинскую помощь, получили эту помощь, выполнив ряд формальностей – например, оформив ИНН.
Затем слово было предоставлено гостям из Финляндии писательнице Сесилии Ринне и художнику и фотографу Иоакиму Эскилдсену. Они познакомили собравшихся с фотоматериалами, иллюстрирующими жизнь цыган в разных странах и рассказали о своем опыте общения с цыганами. “Мы хорошо знаем цыган. Когда мы впервые познакомились с ними, нас поразила их энергия и близость к природе. Мы многому могли бы научиться у них. Во странах Европы положение цыган отличается, потому что цыганские общины в этих странах очень разные. Часто имеет место дискриминация цыган, но она всегда связана с отношением государства к этой проблеме. Люди узнают о цыганах из СМИ, а информация зачастую дается искаженная или просто ложная. Мы считаем, что все надо увидеть своими глазами. Те представления о цыганах, которые сложились у нас раньше, были основаны на стереотипах, и ни один из этих стереотипов не подтвердился. Путешествуя по цыганским поселениям, мы сталкивались с большей теплотой и большим уважением, чем в других местах при общении с нецыганами.
Как известно, цыгане пришли в Европу из Индии, и там до сих пор очень много цыганских групп. Некоторые из них традиционно занимаются цирковым искусством – это акробаты, фокусники, которые с детства обучаются этому ремеслу. Есть группы музыкантов, которые приглашаются на праздники. Одна из групп занималась торговлей, но во времена британского владычества они были объявлены вне закона, и теперь они известны как профессиональные воры. шменно этих цыган сильно дискриминируют, не пускают в поселения. Но, как мы видим, это не было их исконным занятием, их к этому вынудили.
Обычаи индийских цыган похожи на те, что существуют в Европе: например, существует цыганский суд. В Греции сейчас живет примерно 300 тыс. цыган, и большинство из них существует в нечеловеческих условиях – без воды и электричества. Были случаи, когда цыганские хижины недалеко от греческой столицы, Афин, сносили бульдозером, но правозащитные организации вмешались и научили цыган бороться за свои права. Часто цыгане полностью ассимилируются, получают образование и стесняются признаться, что они цыгане, и скрывают этот факт. В Греции, как и во многих странах, существует проблема распространения правдивой информации о цыганах – многие греки не подозревают, что люди, занимающие ответственные должности, цыгане по происхождению. То же происходит и с известными музыкантами. Часто люди не имеют возможности существовать достойно и при этом не терять свою национальную идентичность.
В Румынии самое большое в Европе цыганское население, и их культура очень интересна. Они делятся на 16 групп, говорят на четырех различных диалектах. После свержения коммунистического режима цыгане оказались в очень тяжелом положении, обострились межнациональные проблемы. Любопытно, что те группы, которые сохранили традиционные промыслы, оказались успешнее, чем те, кто работал на фабриках и заводах. Например, кэлдэрары, изготовляющие традиционные изделия из металла, кочуют и продают их в деревнях, где их ждут и нуждаются в их помощи. Одна из групп торгует индийскими товарами – например, традиционными сари, и они отправляются в короткие торговые поездки. К ним очень хорошо относятся, потому что они продают полезные вещи. Представители еще одной группы, которые раньше водили ручных медведей, теперь изготовляют разные изделия из металла: топоры, кольца для коров, подковы – на подковы большой спрос, потому что в Румынии лошадей больше, чем машин. Цыгане работают в кузницах, раздувают меха и орудуют молотом, как в 500 лет назад. В Румынии сейчас организуют очень много занятий для цыганских детей, чтобы они могли получить образование. Большинство из них дома говорит на цыганском языке, они с трудом понимают румынский. Для обучения используется стандартизированный цыганский язык на основе кэлдэрарского диалекта, но большое внимание уделяется и изучению румынского языка.
Во Франции все совсем иначе – страны Западной Европы, конечно, очень сильно отличаются от Восточной. Здесь можно встретить три основные группы цыган. Первая группа -мануш – кочуют на машинах с прицепами, где все приспособлено для жизни: там есть печка, кухня, стиральная машина, сушилка и т.д. Эти цыгане очень любят чистоту, по три раза на дню устраивают уборку и стирку. Традиционно они путешествовали из города в город, от рынка к рынку, что-то покупали и продавали, но теперь это становится все труднее, потому что они могут парковаться только на специальных стоянках, а таких мест немного. Говорят они на особом диалекте цыганского языка, где много французских и немецких заимствований. Вторая группа – житан -пришли во Францию из Испании. Они известны способностями к музыке – например, участники известной цыганской группы “Джипси кингс” по происхождению житан. Третья группа цыган во Франции – это эмигранты из Восточной Европы, главным образом, из Югославии, которые появились там около 20 лет назад. Они приезжают на три месяца, и либо просят милостыню, либо чинят старые машины на улице, а потом уезжают обратно. В Париже два таких цыгана провели нам целую экскурсию по Елисейским полям. Это очень бедные, но очень умные и достойные люди. Многие говорят на двух-трех европейских языках.
А вот в Финляндии цыгане придерживаются старинных обычаев. Они носят традиционные одежды: женщины ходят в длинных юбках с кринолином и не могут носить брюки, а мужчины обязательно в темных брюках и непременно в жилетке или пиджаке. Мужчины и женщины сидят за отдельными столами. Очень уважают стариков, и есть вещи, которые не принято обсуждать – например, здоровье или личные проблемы. Когда рождается ребенок, на протяжении первых двух месяцев его никому не показывают, только мать и еще какая-нибудь близкая родственница могут его видеть. Посуду нельзя ставить на пол – он считается грязным, его придется выбросить. Самое страшное – вымыть пол губкой или мочалкой, которой мыли посуду, тогда ни один пожилой человек не войдет в этот дом, а если это палатка, то ее сжигают. Особой церемонии для вступления в брак не существует, молодая пара просто “исчезает” на три дня, потом они звонят родителям и ставят их перед фактом, что они теперь муж и жена. На похороны обязательно собираются все родственники, чтобы обязательно увидеть покойного перед захоронением. Траур соблюдается от двух недель до трех месяцев – на протяжении этого времени не танцуют и не поют.
Даже в Финляндии, где положение цыган гораздо лучше, чем в других европейских странах, общественное мнение все равно настороженное, потому что люди очень мало знают о цыганах. А ведь их культура очень богата и интересна, и жаль, что о ней почти ничего неизвестно широкой публике. Важно, чтобы цыгане и нецыгане больше встречались, больше общались, лучше понимали друг друга. Те люди, которые дружат с цыганами, могут о них сказать много хорошего, а те, кто черпает информацию только из газет, боятся цыган. Обе стороны должны побольше узнать друг о друге, и здесь нужна большая работа с обеих сторон”.
Выступление Н.В. Бессонова было посвящено возможностям изменения общественного мнения по отношению к цыганам. “Сегодня я хотел бы поговорить на тему, которая вытекает из нашего общего разговора. Часто сами цыгане задают себе вопрос: почему к нам плохо относятся? Несмотря на усилия цыганских активистов мнение общества о цыганах ухудшается. Результаты последних социологических исследований показывают, что в так называемой “шкале ненависти” они уже подбираются к верхним этажам. Это очень тревожный симптом, ведь перелом во взглядах на бытовом уровне отзывается дискриминацией, милицейским произволом, беспочвенными конфликтами на улице.
Кто-то скажет: сами виноваты. Кивнет на торговлю наркотиками. Но не будет ли это удобным упрощением? Ведь мы с вами знаем, что наркотрафиком все цыгане поголовно не занимаются. Сколько семей честно работает или торгует! Но о таких цыганах не пишут в газетах и их не показывают по телевидению. Путь на экран для цыган открыт лишь в криминальной хронике. Тут уж с удовольствием покажут, как люди в масках врываются в дом, переворачивают все вверх дном. Комментатор подробно расскажет, что ведет репортаж из логова наркодилеров. А в конце – смущенной скороговоркой: “Сегодня обыск не дал результатов, очевидно, товар успели перепрятать. Но борьба продолжается”.
В том, что я сейчас описал, нет никаких преувеличений. За последний год я видел уже несколько подобных репортажей, разжигающих межнациональную ненависть на пустом месте. Вот почему я уверен, что всплеск ксенофобии последних лет объясняется не столько поведением самих цыган, сколько расистской позицией СМИ. Не случайно от нас прячут милицейскую статистику: ведь если сопоставить численность цыганской диаспоры (которая только по результатам последней переписи достигла 183 000 человек) и число дел, доведенных до суда, то журналистам останется только приносить извинения.
Замечу еще об одном аспекте проблемы. Кроме прессы и электронных СМИ есть еще один мощнейший инструмент воздействия на общество. Это искусство. Прежде всего я говорю о кино и телесериалах. Давайте подумаем, какой образ цыган формируют режиссеры. Даже в самых лучших фильмах “криминальность” цыган подчеркнута. В шедевре Э. Лотяну “Табор уходит в небо” никто не работает и не торгует честно. Лойко Зобар и его друзья – конокрады, цыганки воруют в магазинах, барышник на рынке пытается всучить лошадь, крашенную чернилами. А ведь цыгане Закарпатья в реальной жизни промышляли ремеслами – там были кузнецы, корытники, ложкари, лудильщики и т.д. Будулай хороший? А сколько на одного честного кузнеца в фильмах приходится воров, мошенников, попрошаек, даже убийц!
И эти фильмы снимались в советские времена, когда существовали хоть какие-то ограничения “чернухи”. Что же говорить о той мутной волне, которая поднялась с перестройкой? В фильмах “Я виноват”, “Я виноват-2”, “Черный жемчуг”, сериалах “Бедная Настя”, “По имени Барон” – сплошной криминал. Цыганки показаны сексуально распущенными, обычаи сведены к культу силы. Национальный характер трактуется превратно. Одна только сцена в популярном фильме “Сестры” способна взвинтить ненависть к цыганам сильнее, чем десять криминальных репортажей. Две беззащитные девочки попадают в цыганский дом – а их хотят продать в притон. Да и сами цыгане живут во дворце, а детей отправляют побираться по вагонам. Не буду даже тратить время на то, чтобы доказывать, что это ложь от начала до конца – здесь собрались люди, знающие истинное положение дел не понаслышке.
Но зрители-то смотрят весь этот бред и верят. Возникает вопрос: что делать? Мы должны активнее знакомить общество с положительными фактами из жизни цыганской диаспоры. Люди должны знать, что среди цыган есть врачи, учителя, рабочие, животноводы, ученые. Следует организовать прессу и телевизионные передачи, внушающие мысль о цыганах как о части общества, а не как о нации изгоев. Разве не впечатлил бы россиян факт, что цыган Я.А. Решетников с риском для жизни восстанавливал судебную систему в Чечне, находясь в ранге Государственного советника юстиции?
В работе, которую мы сейчас ведем, есть много направлений. Одно из них – создание книги памяти цыган, погибших в годы Великой Отечественной войны. Как известно, в советское время делалось много для увековечения памяти жертв войны, однако цыганский народ, оказался обойден. В результате у российского общества сложилось мнение, что цыган истребляли как никчемную криминальную прослойку. И сейчас дошло уже до заявлений в СМИ “жаль, что их тогда не добили”.
Подобные настроения – это не вина, а беда россиян. Ведь им никто никогда не рассказывал, каково было истинное место цыган в России. Люди ничего не знают ни о мощном дореволюционном цыганском купечестве, ни о цыганской интеллигенции. Кому известно, что после революции цыгане нанимались на земляные работы на стройках, трудились на заводах и в артелях, рыли московское метро? Все еще не оценен тот факт, что, пройдя через сталинские депортации и расстрелы по политическим статьям, цыгане не озлобились и внесли свой вклад в борьбу с фашизмом.
Книгу памяти мы надеемся выпустить к 60-летию Победы, в 2005 году. И тогда россияне, наконец, узнают имена цыган, которые сражались с фашистами в армии и партизанских отрядах. Мы сможем с полным основанием говорить о цыганах как о части российского общества. Эта книга будет нашим вкладом в укрепление толерантности.
Глава книги памяти, посвященная Ленинграду, почти готова. Цыгане-петербуржцы помогли мне и предоставили фотографии из семейных архивов. Здесь те, кто погиб от голода, те, кто служил в ПВО. Здесь славные защитники города: офицер Абауров, который ушел на фронт добровольцем на восьмой день войны, братья Козловы, Богдановы, Марцинкевичи. Пусть люди знают о том, что потомки знаменитых хоровых династий разделили судьбу ленинградцев. К сожалению, даже сами цыгане пока не осознают степень своего участия в Великой Отечественной войне. Я уверен, что после выхода книги многие будут поражены обилием фактов.
Я призываю всех оказать посильную помощь и поделиться воспоминаниями и предоставит сохранившиеся письма военных лет, наградные документы. Так мы сможем пополнить список жертв и героев войны. Книга памяти не решит сиюминутных проблем, но это одно из множества дел, которое надо сделать для восстановления исторической справедливости по отношению к российским цыганам”.

 

Exit mobile version