24.02.2023

Защита прав украинских детей должна быть приоритетом

За год полномасштабной войны российскими агрессорами были принесены неисчислимые беды жителям Украины – взрослым и детям, мирному населению и военным, вынужденным защищать страну.

Пострадавшие от преступлений взрослых дети – тема, всегда обращающая на себя пристальное внимание. Еще рано говорить о точных цифрах, но очевидно, что миллионы детей в Украине пострадали от войны – были вынуждены покинуть свои дома, были травмированы опасностью, провели недели и месяцы в тесных убежищах, потеряли родных или знакомых, тысячи были ранены и даже убиты. Есть еще и проблема неродившихся детей – рождаемость в Украине во время войны, конечно, резко упала. Детей в стране стало меньше, все они испытали и испытывают на себе тяготы войны, все в той или иной мере стали жертвами и свидетелями.

АДЦ «Мемориал» собирает истории детей, которых война вынудила переехать – некоторые из них уже вошли в опубликованные материалы (такие, как анимационный документальный фильм «Ми поїхали»), другие еще будут опубликованы в специальном докладе на странице кампании #CrossBorderChildhoodUA.

Очень важно собрать свидетельства и впечатления детей от происходящего, показать реальные проблемы детей, пострадавших от войны. Нужно защитить права детей – но не спекулировать на детских судьбах. А именно вранье и спекуляции на тему детей сопровождают пропаганду войны и насилия с самого начала российской агрессии, с 2014 года. Многие воевавшие в Украине российские солдаты, попадая в плен, рассказывают, что они верили в какую-то свою миссию по спасению детей в Украине (недаром еще в 2014 году пропагандист Дугин, а затем и ТВ РФ распространяли миф про «распятого мальчика»).

Тема «спасения детей» звучит в России и в 2023-м году: провластный концерт в Лужниках 22 февраля сопровождался показом явно фальсифицированного видео с российским военным, «спасающим» (якобы в Мариуполе) детей. Кадры этого видео могли бы стать иллюстрацией к постоянно звучащим в адрес России обвинениям в похищении детей Украины, их насильственном вывозе (в том числе из Мариуполя) в РФ.

Детей из Украины, действительно, вывозили в РФ – нередко вопреки воле их законных представителей. Представителями детей, оставшихся без попечения родителей, может быть только государство, гражданство которого получено ребенком, на территории которого он (она) находится. Власти Украины не давали согласия на вывоз детских учреждений из оккупированных и временно захваченных российскими войсками регионов. Были случаи, когда детей отнимали у родителей (то есть законных представителей), вывозили в РФ, ставя цель натурализовать их там. Местонахождение детей потом нередко скрывается, ищущие детей взрослые (в том числе представители правительства Украины) не всегда могут их найти, а забрать детей удается лишь в исключительных случаях. Такая практика не просто нарушает права детей, международные обязательства РФ в рамках КПР ООН, законы Украины. Похищения и насильственные удержания в границах враждебной страны, ведущей агрессивную войну против родины вывезенных детей, – преступление. Россия обязана предоставить полную информацию обо всех детях, оказавшихся на территории РФ и в оккупированных регионах Украины (в том числе в Крыму), необходимо в кратчайшие сроки создать возможность для детей вернуться домой, а если это невозможно – в безопасные места, находящиеся под контролям правительства Украины.

АДЦ «Мемориал» призывает и все другие страны, где оказались украинские дети, вынужденные покинуть страну из-за войны, предоставить правительству Украины информацию о несопровождаемых или разлученных с родителями детях, о принятых мерах по защите прав и интересов таких детей. В ситуации стихийной вынужденной миграции, когда за первые месяцы войны (весной 2022 года) выезжали миллионы украинских детей и женщин, не всегда удавалось документировать каждый случай, некоторые дети выезжали без родных, иногда даже без удостоверений личности. Особенно пристальное внимание требуется уделить защите прав детей из уязвимых к дискриминации групп – этническим меньшинствам, детям с инвалидностью, негражданам. Некоторые семьи оказались разлучены в ходе переездов или уже в новой стране пребывания, дети при этом попадают в социальные приюты или фостерные семьи. Информация о таких случаях должна быть собрана, проанализирована, обсуждена со всеми заинтересованными сторонами, в том числе на уровне межправительственных коммуникаций. Защита прав детей – обязанность как властей страны их пребывания, так и властей страны гражданства несовершеннолетних.

Нужны комплексные меры по предотвращению эксплуатации детей, трафика, потери данных о детях. Нужны двусторонние правительственные договоры, опирающиеся на позицию КПР ООН о детях в ситуации миграции. Нужны работающие постоянные каналы связи ответственных лиц.

Права детей должны быть приоритетом для всех стран, где дети могли оказаться – будь то вынужденное или добровольное пребывание, транзит или постоянная релокация.

Нужна не только информация, но и реальные эффективные действия по защите прав детей с учетом позиций экспертов и специалистов в сфере детства.

Українською

Exit mobile version