02.10.2018

Структурная дискриминация рома в Восточной Европе и Средней Азии

Положение ромского меньшинства в постсоветских странах различно, но везде остается сложным: проблемы, коренящиеся в национальной политике СССР, до сих пор не преодолены. Запрет кочевого образа жизни цыган в 1956 году, не обеспеченный государственными мерами поддержки, привел к тому, что сотни тысяч людей оказались не интегрированными в общество. Сегодня большинство ромских детей не получают качественного образования или вообще лишены доступа к школьному обучению. Недостаточный уровень образования в сочетании с дискриминацией со стороны работодателей приводит к занятости ромов в низкоквалифицированных сферах и безработице. Это, в свою очередь, влечет бедность, неофициальное трудоустройство без доступа к социальным гарантиям и медицинской помощи – и составляет порочный круг структурной дискриминации, который само ромское меньшинство не может разорвать без государственных мер.

В этом отчете структурная дискриминация ромского меньшинства иллюстрируется материалами, собранными экспертами АДЦ «Мемориал» в странах Восточной Европы и Центральной Азии для специальных докладов, поданных в международные органы (такие, как Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации»).

Во многих школах практикуется сегрегация ромских детей в отдельных классах и даже школах. Эксперты АДЦ «Мемориал» документировали эту практику в России, в некоторых школах Украины и Молдовы, в Центральной Азии. В результате большинство цыганских детей получает в лучшем случае только начальное школьное образование и не переходят в среднюю школу, тем более не заканчивают университеты.
Следующая стадия – дискриминация при трудоустройстве (иллюстрируется примерами из Беларуси и Молдовы), из которой вытекают социальные проблемы и маргинализация. Нарушение права цыган на адекватное жилье документировано в России: вместо системного решения проблемы легализации домов и земельных участков, а также обеспечения поселений ресурсами (водой, электричеством, газом), российские власти возобновили практику сноса домов в цыганских поселениях. Десятки семей с детьми оказались на улице, без альтернативного жилья. Часто сносы сопровождаются расистскими заявлениями со стороны представителей власти.

Права и интересы цыганских общин в странах Южного Кавказа и Центральной Азии тоже не учитываются соответствующими государственными органами. Власти Армении игнорируют и отрицают само существование местной этнической группы цыганского происхождения (боша). Отрицание культурных особенностей и проблем этого этнического меньшинства уже привели к почти полной ассимиляции боша, но ксенофобия и предрассудки в отношении этой этнической группы сохраняются. Власти Таджикистана отрицают любую дискриминацию цыганской этнической группя мугат (джуги, люли), в то время как права мугат системно нарушаются: есть проблема обеспечения личными документами, они не получают надлежащего образования, теряют свои дома в результате сноса и выселения.

В Украине нарушения прав ромского меньшинства усугубились после 2014 года в связи с военным конфликтом. Более 6 000 цыган были вынуждены покинуть место жительства, а оставшиеся в районах военных действий пострадали от обстрелов, произвола и насилия военизированных групп; некоторые стали жертвами антицыганских погромов, устроенных сепаратистами. Преступления на почве ненависти против ромов регистрируются правозащитниками и в регионах Украины, непосредственно не затронутых войной (например, погром в Лощиновке Одесской области), зафиксированы они и в Молдове.

Необходимы последовательные меры для улучшения положения ромского населения Восточной Европы и Центральной Азии на региональном и местном уровнях. Власти этих стран должны принять и осуществить планы действий для решения актуальных проблем ромского населения (жилье, образование, защита от насилия), а также обеспечить целевое финансирование таких программ и постоянный контроль за их выполнением.

Этот отчет основан на материалах, собранных сотрудниками АДЦ «Мемориал» в странах региона в 2014-2018 гг. при участии Института гражданского общества (Армения), ассоциации Promo-LEX (Молдова) и «Наш дом» (Беларусь).

Exit mobile version