К Международному дню рома (цыган) 8 апреля, отмечая важность ромской культуры и повышения осведомленности о проблемах ромского народа, мы собрали информацию о том, как рома Украины сегодня живут и участвуют в жизни страны.
В 2024 году, на десятом году жестокой войны, которую ведет Россия на территории Украины, мы продолжаем мониторить изменения в жизни украинских рома. Рома в Украине по своему количеству по некоторым данным могли бы сравниться с крымскими татарами и проживают тут все 30+ лет независимости страны (большинство жили здесь и раньше, еще в советское время). Многие в третьем поколении живут в своем селе, в своем доме и своем регионе. Как они сами говорят, «у нас нет своего Израиля», и Украина – сегодня их дом.
На третий год полномасштабной войны рома служат в армии, возвращаются в небезопасные, но родные им города и села, где воздушные тревоги не дают нормально жить, учатся заново строить жизнь в других украинских городах, если их родные места разрушены и имущество утрачено. К сожалению, порой рома все еще сталкиваются со стереотипным отношением, не встречая должного уважения со стороны этнического большинства.
Собирая этот материал, мы поговорили с теми, кто живет в Кривом Роге, Сумах и в Запорожье: с активистами, которые представляют интересы и защищают рома, помогают им, с теми, кто служит в армии, с теми, кто уцелел после оккупации их домов российскими военными. Почти все они говорили по-украински. Как и для многих в Украине, для рома нормально и обычно знать несколько языков (ромский, русский и украинский). По всему миру люди пользуются несколькими языками на одной территории, и для правового государства, которое стремится не останавливаться в развитии, – это нормальный культурный феномен.
Рома и их исторический образ жизни закрепились в сознании людей в виде стереотипов и упрощенного понимания – о кочевом образе жизни, о бедности, о нечестности намерений, о недостаточном образовании и о особенном внешнем виде. Как везде и у всех, есть те, кто подпитывает эти стереотипы и не интегрируется в общество, и пока никуда не делось неравное отношение, дискриминация рома по внешнему виду – при приеме на работу и при выдаче гуманитарной помощи. Но, конечно, среди ромского населения Украины немало тех, кто отличается от соседей по лестничной клетке только внешностью и традициями, но не образом жизни. Ромское сообщество в Украине осознает общие ценности, такие как «это моя земля», и общие действия: «я буду здесь жить и защищать ее».
Возможно, на волне сегодняшних стремительных изменений внутри страны, люди, объединяясь против внешнего врага, учатся размещать все свои различия в пазле под названием «Современная Украина» и принимать свою страну и сограждан как есть, а не «как бы нам хотелось».
У нас много ромов уже служат. К сожалению, и павшие уже есть. По всей Украине служат, и мы им тоже помогаем. Звонят, просят, что именно нужно, так мы собираем деньги и стараемся помочь. Все хотят помочь, чтобы побыстрее победа была. Держимся все, как можем.
Ольга Михайленко, Сумы, общественная организация «МАНУША»Есть семья, до войны они приехали из Хмельницка сюда. Парень из Хмельницка только отслужил, пришёл с армии домой, и когда они переехали в Кривой Рог, началась война. Он сразу же пошёл в военкомат, так как он военнообязанный, сказал, чтобы его на учет взяли. Сначала служил в Кривом Роге, а потом пошел на передову.
Василий, Кривой Рог
В современной России отношение к национальным меньшинствах оставляет желать лучшего, агрессия и восприятие “нерусских” как людей “второго сорта” – нередкий случай среди россиян. Во время оккупации Запорожской области, как рассказали нам свидетели, военные из РФ специально разыскивали дома ромов.
На оккупированной территории осталось какое-то очень небольшое количество ромских семей. Деньги для жизни там действительно тяжело заработать. Запасы, сбережения, провизия понемногу заканчиваются, поэтому люди все же пытаются уехать из тех мест.
Когда только началась оккупация и заходили первые штурмовые российские бригады, они специально отыскивали ромские семьи и начинали давить на них, издеваться, избивать, чтобы отдали деньги, золото и т.д. Мамы очень плакали, вспоминая, как их расспрашивали: а где у вас здесь молодые девушки? Такое издевательство, насилие имело место, поэтому информация об этом быстро распространилась меж ромских семей, и они ночами, иногда через поля, тропами, рискуя жизнью, выходили в Запорожье.
Алексей Кирин, Запорожский ромский центр «Лачо Дром»
Украинская речь в быту и на работе, забота о своем сообществе, волонтерство и гуманитарная помощь, поддержка своих в армии, активизм в общественных организациях и образовательных проектах – все это стало ответом на проблемы, которые возникли у рома в связи с войной, с тем, как относятся к ним другие люди и государство, и с новыми вызовами, оторвавшими их от привычного места обитания и налаженной рутины.
Возможно, для кого-то и неожиданно, что многие украинские рома оказались так привязаны к родному краю, но те, кому пришлось бежать из дома, больше всего мечтают вернуться в свободную и мирную Украину.
«Дайте мне мою Каховочку, мой уголок, мой дом, мой огород… Душа там. Дети, внуки здесь, а грусть давит на меня. Дайте мне родную Каховочку и все…. Я думаю так, как Бог даст. Должно это закончиться. Будет мир, не будет войны и поедем домой, я так планирую», — говорит женщина, которая прожила в окупации в Херсонской области и выехала в Европу только в феврале 2024 года из-за стремительно ухудшающегося состояния здоровья.
Жизнь на территории войны: выживание, поиски жилья и работы, помощь самым уязвимым
Жизнь в нескольких десятках километров от границы с РФ – в Харькове, Сумах или Кременчуге – не совсем такая, как в городах в глубине Украины, например в Одессе или в Кривом Роге, хотя и там военные действия влияют на жизнь и быт.
Дополнительной проблемой для ромов в ситуации военной нестабильности оказываются недостаток образования и документов.
Вопрос самый важный среди ромов – это просто выжить. Это касается сейчас, конечно, не только ромов. Но для ромов это очень тяжело, потому что это часто люди без образования, пожилые люди, бывает, неграмотны, не читают, не пишут.
Мирослав Горват, ЗакарпатьеКогда рома приезжали за помощью, а им представители органов государственной власти предлагали сбегать куда-то за справкой или что-то дополнительно заполнить (это людям, которые неграмотны!), ромы разворачивались и уходили без помощи.
Алексей Кирин, Запорожский ромский центр «Лачо Дром»При эвакуации часто возникает проблема с документами. В Белополе ромам разбило дом, но там постоянные прилеты, так что отстраивать дом никто не будет, нет смысла. Семья выехала в Германию, а на компенсацию даже не успели документы подать.
Ольга Михайленко, Сумы, общественная организация «МАНУША»
Многим, кто поменял место жительства, приходится менять и профессиональное занятие — подстраиваться под ситуацию, соглашаться на любую работу. Даже на Закарпатье, как рассказывают местные рома, резко ухудшилась ситуация с работой. И в перегруженных переселенцами городах на востоке Украины эта тенденция тоже есть. Встречается и дискриминация при приеме на работу.
Многие нашли низкооплачиваемую работу: уборщики, грузчики, реализаторы. Жаль, что с хорошими профессиями у этих ромов не сложилось. Часто жалуются на дискриминацию при устройстве на работу – даже если у человека есть образование, есть какая-то специальность. Видя, что это ромская девушка или ромский парень, им скорее всего откажут в должности.
Большинство ромских семей приехало из сел, где они удобно себя чувствовали даже не умея читать-писать, они держали какой-то свой скот, выращивали что-то на огороде, нанимались на посильные работы к соседям – и им этого хватало, а оказавшись в городах, надо иметь другой уровень образования, знаний, коммуникабельности, чтобы держать свою семью “на плаву”.
Алексей Кирин, Запорожский ромский центр «Лачо Дром»
В Ужгороде ромских переселенцев стало меньше. Доходило до 800 человек из других регионов Украины, теперь около 150. Они уехали или за границу, или домой в Харьковскую, Киевскую области. Хоть там и трудно, но тут в Ужгороде тоже негде жить и трудно выжить материально. В Закарпатье: безработица просто масштабная. В летний сезон выжить легче: работают на стройках – у нас традиционно много ромов берут как хороших подсобников на стройку.
Мирослав Горват, Закарпатье
В ТЦК особого внимания ромам не уделяют, отношение такое же, как и к украинцам. Дело в том, что ромы идут сами в армию и воюют. Учитывая, что в ромских семьях есть финансовые проблемы, ребята даже радуются, что есть возможность получать приличную зарплату.
Алексей Кирин, Запорожский ромский центр «Лачо Дром»
К проблемам, обычным для всех граждан Украины, вынужденно переехавших из более опасных мест жительства, для рома добавляется дискриминация по национальному признаку. Гуманитарную помощь выдают тоже люди, а они часто продолжают быть носителями стереотипов и норм неравного отношения к людям ромского происхождения.
Дома у них была работа. Были такие, что и свой бизнес имели, на рынке торговали. Оставили все. С жильем (для ромов) во всей стране проблема, и за рубежом тоже. Ибо ромы – это такая категория людей, которых нигде не хотят селить. Нам отказывают, тогда мы начинаем сами где-то искать, сами расселяем их по родственникам, может, по пустым домам.
Ольга Михайленко, Сумы, общественная организация «МАНУША»
Помощь не очень легко получить, если люди понимают, что перед ними ромы. «А вы что, работали? А вы что, пенсионерка, чтобы что-то получать? Цыгане понаприходили». Не очень так интересно им выдавать, наверное, эту помощь именно ромской национальности.
Лилия, Кривой Рог
Но есть и радостные новости: ромское сообщество нашло способ улучшить свое положение. Ромские активисты объединяются в общественные организации и работают как правозащитники, юристы. Действуют образовательные проекты и сервисные организации для тех представителей рома в Украине, кому нужно больше помощи и более инклюзивный подход.
В последнее время большинство гуманитарной помощи поступает под контролем общественных организаций, которые не обращают внимания на внешность человека, вероисповедание его или национальность. Если человек попал в затруднительную ситуацию и приходит, например, к нам, то он предоставляет документы и расписывается в получении гуманитарных наборов – и все. Государственные структуры требуют больше документов, волокита с заполнением бумаг для получения помощи.
К нам приезжают и херсонские семьи. Есть такой город Каменское – там и до войны жило много ромов, а сейчас их количество значительно возросло, потому что люди едут к родственникам, знакомым, чтобы было, где остановиться, получить какую-то необходимую информацию, помощь. Многие семьи оформляют статус ВПО, чтобы получать хоть какие-то выплаты от государства. Это маленькая помощь, но она есть.
Алексей Кирин, Запорожский ромский центр «Лачо Дром»
Уже два года войны рома, как и другие жители Украины, вынуждены жить в постоянной готовности к обстрелам, быстрому изменению обстановки, а жители прифронтовых регионов — и с угрозой наступления врага и возможной эвакуации.
Сумы – это прифронтовая зона. Каждый день и по области бывают прилеты, и по городу. Ромы постоянно уезжают. У нас здесь компактно проживают ромы, потому много. Есть возвращающиеся. Есть такие, которые приезжают из других городов, где больше обстрелов. У нас есть приграничные районы под постоянными обстрелами, а в Сумах бывают прилеты, но спокойнее немного. Поэтому они едут сюда к нам. Сейчас службы принудительно эвакуируют людей из пятикилометровой зоны. А там, где могут, люди сами уезжают.
Ольга Михайленко, Сумы, общественная организация «МАНУША»
Многие люди «устали бояться», не были научены строгим мерам безопасности и на третьем году полномасштабной войны не ходят в убежища. В то же время, ромские жители прифронтовых зон, опрошенные нами, стараются наладить нормальную жизнь даже в этих условиях, думать о будущем. Они, как и все жители Украины, возлагают большие надежы на ЗСУ, на силу Украины и ждут победы в войне.
Читайте статью Януша Панченко
“Два фронта войны” — как ромá, вступая в ряды ВСУ, борются с российской агрессией и дискриминацией в Украине
Относительно обстрелов – мы уже, наверное, все к этому привыкли. Наверное, это должно пугать человека, но большинство перестало хватать детей и бежать сразу в укрытие. Да, дети гуляют, потому что мы находимся в 25 километрах от линии фронта. Дети гуляют, в парках много детей, кафе-рестораны работают. Людям надоело жить замкнутыми, в страхе, в стрессе, снова начали жить обычной жизнью: дети гуляют, девушки, ребята отдыхают. Просто каждый понимает, что все это может очень быстро измениться. Экстренный чемоданчик с документами и необходимыми вещами почти у всех собран. Даже заммэра об этом говорит, что должны быть собраны экстренные вещи, чтобы можно было быстро взять и уехать, потому что ситуация может измениться в любой момент.
Что касается оккупации, то такой боязни нет, потому что город большой, и за эти 2 года его удалось укрепить. Это знают и ромские семьи, и неромские семьи. Есть опасения, что начнутся постоянные обстрелы, потому что мы уже с таким сталкивались, когда за пару часов ночью было 27 прилетов, и это, правда, страшно – и за себя, и за детей, и за близких, за всех переживаешь. Но некоторые ромские семьи пытаются укорениться здесь, они видят свое будущее именно в нашем городе, некоторые люди видят себя в других близких городах. Они пытаются искать более постоянную работу, начинают быстро овладевать новыми профессиями, чтобы найти работу получше. Даже в такое сложное время они пытаются планировать свое будущее, как-то его улучшать.
Алексей Кирин, Запорожский ромский центр «Лачо Дром»
В целом, в силу уязвимости еще в период мирной жизни – меньшей обеспеченности, более низкого образования, нередкой дискриминации, – во время войны ромскому населению труднее получить помощь, найти жилье и работу на новом месте, адаптироваться к жизни за границей. Это приводит к новым переездам, неустроенности, выпадению детей из школьного образования.
Эмиграция и возвращение: сложности получения образования
Многие рома, уехавшие из Украины, столкнулись с дискриминацией при поиске жилья, получении пособий, интеграции в новую жизнь. Это привело к «маятниковой» миграции за границу и обратно в Украину или переездам из одной европейской страны в другую в поисках лучших условий. Многие, не сумев приспособиться к европейским правилам, вернулись в Украину – нередко не на прежнее место жительства, а к знакомым, родственникам в другие регионы, где тоже непросто найти жилье и работу.
Сейчас мы видим тенденцию возвращения из европейских государств. Люди возвращаются в Запорожье, какая-то часть возвращается и остается в Западной Украине. Алексей Кирин, Запорожский ромский центр «Лачо Дром»
Общаясь с некоторыми международными организациями, например, Советом Европы, с представителями ООН, создается впечатление, что очень много всего для нас делается. Но иногда это не так. Например, при размещении говорят – вы же семья, вы любите табором жить, вот и живите в одной квартире, например, 17 человек. И такие стандарты, например, что в одной комнате должны жить по двое, по трое, что мама с ребенком должна жить отдельно, – в случае ромов не всегда соблюдаются.
Многие, вижу, возвращаются, но это мигрирующие люди, которые приезжают посмотреть, как их дом, как мама, как родственники, а потом они опять едут за границу.
Вернуться насовсем… Это очень трудный вопрос, по-моему. Не знаю, что будет, здесь ситуация критическая. Многим некуда возвращаться, нет работы дома, нет возможности выжить вообще.
Мирослав Горват, Закарпатье
Иногда причиной возвращения обратно в Украину становится неинтегрированность ромских детей в школу в странах Европы. Например, в Германии крайне строго следят за посещаемостью школ – от этого зависит, в том числе, выплата пособия. Но не всем ромским семьям удается соответствовать этим требованиям.
Люди хотят домой, и возвращаются, у кого дом остался, едут к родне, родителям, друзьям. Некоторые рома возвращаются, потому что не прижились за границей, не смогли адаптироваться.
Одна из причин – проблемы с детьми, из ромских семей начали забирать детей. Вот случай: в школе ребенку показывают что-нибудь на картинке, а он не понимает, не может назвать. Родителям дают месяц – если не исправите ситуацию, то заберем. Они испугались и вернулись назад.
Ольга Михайленко, Сумы, общественная организация «МАНУША»Многие вернулись из-за проблем с детьми. Например, в Германии ромские дети не всегда хорошо адаптируются. Не все дети могут хорошо учиться, не везде родители могут с этим справиться, а кому-то далеко возить детей в школу и дети сами ездить не могут. А если дети не ходят в школу, их могут забрать у родителей – ромы этого очень боятся. Было очень много слухов: ой, детей отбирают, там что-то какая-то семья рассказывает, какая-то семья другое рассказывает. Вероятно, и детям тяжело, и не сильно ласково, наверное, стали принимать ромов, которые видно, что бедного сословия. Отношение совсем другое. Люди вернулись домой. Вот пусть как бы плохо, но уже дома. Понятно, что в Германии хоть какие-то деньги люди получают, социальные обеспечение у них есть, но, видимо, из-за школы уезжают.
Лилия, Кривой Рог
Переселение внутри Украины или эмиграция стали очень большим вызовом для образования ромских детей. Эксперты еще до войны отмечали, что вынужденный переход на онлайн обучение во время пандемии привел к тому, что многие дети выпали из школьного образования. У них не было необходимого оборудования и доступа к интернету, условий для занятий дома. Война усугубила эту проблему: ромским детям по-прежнему не хватает технических средств обучения, родители не всегда могут им помочь и создать необходимые условия, а иногда просто боятся отпускать детей в школу из-за постоянных обстрелов, переезды и другие тяготы войны вынуждают семьи заботиться в первую очередь о выживании. Так образование детей отходит на второй план, и даже в тех семьях, где старшее и среднее поколение получило образование, нынешние дети оказываются на грани выпадения из школьной среды и не имеют альтернативных способов школной интеграции.
У нас при ромском центре постоянно работает образовательное пространство для детей. С детьми работает педагог, знающий, как подготовить их к первому классу или подтянуть по программе соответствующего класса. Сейчас посещает наш образовательный центр 10 детей, которые должны в сентябре пойти в первый класс. Их должно быть гораздо больше.
В маленьких деревнях, куда выехали ромы, нет больше таких центров, и подготовить детей там некому. Что касается детских садов, то среди вновь прибывших ромов только единицы отдали туда своих детей. То есть, родители, скорее всего, и не планируют готовить детей в школу.
К сожалению, многие ромские родители не понимают важности образования для детей, и уже есть определенное количество детей, которые по своему возрасту упустили возможность пойти в первый класс, – им уже 12-13 лет, а дальше они будут стесняться ходить в школу. Для них ничего специально власть не организовывает, потому что таких детей должно собраться определенное количество. Мы стараемся убедить родителей, что мир изменился и он не будет таким, как раньше, что детям нужно образование и без него им дальше будет очень тяжело содержать свои будущие семьи. Если детей учить, то все у них будет хорошо, они способные.
К сентябрю количество будущих школьников может кардинально измениться, потому что в Запорожье очень шаткое положение. Если ситуация ухудшится, то они уедут, если ситуация улучшится, то мы сможем увидеть приток новых семей из Западной Украины, из Европы, которые хотят быть ближе к своим домам, к своим родственникам.
Алексей Кирин, Запорожский ромский центр «Лачо Дром»
Есть школы, которые работают 2-3 раза в неделю. Здесь у нас, где компактно проживают ромы, есть общая школа, но в ней нет укрытия, поэтому она закрыта и дети учатся онлайн. Для дистанционного обучения нужно иметь гаджеты, а они не у всех есть. Началось это еще с ковида, а сейчас и вообще дети очень отстали от программы. В области только онлайн, не ходят в школу дети в области. Мы попросили у фондов гаджеты для 80-ти детей во всей нашей области. но пока тишина. Раньше — я знаю, что была помощь и раздавали гаджеты, но ни одна ромская семья их не получила.
Если отец или мать грамотные, то они могут чему-то и ребенка научить, а если нет – чему они научат? Потому мы и открыли этот центр, чтобы подтянуть первоклассников. А наш центр работает как для детей, так и для родителей, желающих грамоте научиться, развиваться.
Очень многие боятся отпускать детей в школу. У меня два внука, которые учатся в школе с убежищем, ходят в школу, но все равно боимся их отпускать. А есть и такие, которые вообще не отпускают детей.
Дети целыми днями сидят дома, куда же их отпускать? Опасно, не погуляешь так, как раньше. Каждые полчаса тревога, это невозможно.
Ольга Михайленко, Сумы, общественная организация «МАНУША»
Завершить наш обзор хочется словами Алексея Кирина из Запорожского ромского центра «Лачо Дром»:
«На сегодняшний день слово “надежда” обрело совсем другой смысл, не такой, каким был до полномасштабного вторжения в 2022-м году. Это слово имеет очень большое значение и вес. Когда у семьи осталась еще надежда на светлое будущее и она пытается его для себя обрести – это очень серьезные и важные вещи в нашей среде».
Благодарим за помощь и поддержку в создании материала эксперта и коллегу по теме защиты прав рома Януша Панченко, а также Ольгу Михайленко из общественной организации «МАНУША» и Алексея Кирина из Запорожского ромского центра «Лачо Дром».
Вера ГРУЗОВА, эксперт АДЦ «Мемориал»
В докладе “Рома из Украины: год войны и беженства” собраны рассказы ромов и помогающих им волонтеров о том, как сложилась их жизнь после бегства из Украины: тысячи ромов стали беженцами и столкнулись с дискриминацией и социальной изоляцией в странах Европы; выезжающие из оккупированных районов вынуждены проходить процедуру «фильтрации» на границе и выживать в пунктах временного размещения. Многим из тех, для кого Россия была лишь транзитной страной, было сложно выехать в европейские страны по причине многочисленных проблем с документами.
Доклад «Рома Украины: голоса из ада войны» основан на интервью рома, оказавшихся в оккупации или ставших беженцами и потерявших свои дома.