25.08.2023

На полях саамского фестиваля Márkomeannu 2023

Семинар о положении коренных народов России во время войны

27-30 июля 2023 года в северной части Норвегии проходил ежегодный саамский фестиваль Márkomeannu. В этом году Международный комитет коренных народов России в изгнании (ICIPR) при поддержке АДЦ «Мемориал» провел в рамках фестиваля семинар «Влияние войны в Украине на коренные народы России».

Саами – единый коренной народ, традиционная территория которого – Сапми/Sápmi – сейчас находится в четырех государствах: Норвегии, Швеции, Финляндии и России.

После начала полномасштабного вторжения российских войск в Украину международная НКО «Союз саами/Saami Council» объявила о приостановке сотрудничества с кольскими саами. При этом саамские лидеры скандинавских стран, безусловно, очень обеспокоены влиянием войны на положение саами, живущих в России

С начала февраля 2022 года преследования и угрозы в отношении правозащитников, лидеров общественного мнения, активистов в России только усилились. Антивоенная позиция криминализована, и многие из тех, кто не считает для себя возможным участвовать в преступной агрессии, ищут убежища в других странах. Это в полной мере относится и к защитникам прав коренных народов. Так, три представителя саами из Мурманской области – Андрей Данилов, Александр Слупачик и Андрей Жвавый – бежали из России в 2022 году и запросили убежище в Норвегии. Они выступили на семинаре во время фестиваля Márkomeannu.

Саами участвуют в этой войне с двух сторон, – говорит с длинными паузами Андрей Данилов, известный саамский лидер и член Международного комитета коренных народов России в изгнании (ICIPR). – На данный момент из открытых источников известно о смерти семи саами, которые были призваны в российскую армию. Семь молодых парней. Это большая потеря для маленького народа. Если посмотреть на статистику 2010 года, то число мужчин-саами от 20 до 34 лет – 187. Так что за 500 дней войны погибли 4% молодых саамских парней».

Андрей рассказал, что с началом войны в Мурманской области на территории саамского народа резко вырос объем промышленных разработок:

– Только в Ловозерском районе в тундре начнут разрабатывать три месторождения, а в поселке Ревда сменился собственник рудника, который намерен увеличивать разработки. Я назову компании: «Росатом», «Норильский Никель», «Федорово Рисорсес», «Арктический литий», «Полярный литий». С помощью подконтрольных российским властям органов самоуправления саами и других провластных экспертов из числа коренных народов промышленные компании совместно с органами власти рисуют ложную картину о соблюдении международных норм, к примеру таких, как свободное предварительное осознанное согласие (СПОС).

Александр Слупачик был председателем Общественной организации саами Мурманской области (ООСМО). На семинаре Александр рассказал о том, как война повлияла на самоуправление народа саами:

– В Мурманской области существует около 50 организации саами, в основном это общины. Самые крупные организации – это Ассоциация кольских саами (АКС) и ООСМО, которые входят в Союз саами. АКС полностью подконтрольна правительству Мурманской области, ее руководитель – работник государственного учреждения, курирующего саамские вопросы. ООСМО поднимала важные для саами и неудобные для правительства вопросы, из-за чего лидеры организаций ООСМО подвергались давлению со стороны спецслужб.

После начала войны в Украине ООСМО сделала антивоенное заявление, из-за которого давление на Александра усилилось, его не допустили к организации съезда кольских саами, его предложения полностью игнорировались:

– Так, последний съезд кольских саами прошел полностью под контролем властей. На данный момент в Мурманской области не существует ни одного выборного органа народа саами, который мог бы реально представлять интересы народа. Таким образом, мы можем констатировать, что самоуправление народа саами в Мурманской области отсутствует.

Андрей Жвавый, бывший член ООСМО, поделился личной историей о том, каково быть соискателем убежища в Норвегии. Андрей уже восемь месяцев живет в лагере для беженцев, деля комнату с другим соискателем. В лагере около 150 человек, кухня одна на всех, пособие, предоставляемое Миграционной службой (UDI), несопоставимо с высокими норвежскими ценами.

– Быть беженцем сложно, постоянно находишься в стрессе. Три месяца я ходил к психологу.

Стресса Андрею добавляет и то, что в ближайшее время Норвегия собирается депортировать его в Финляндию по дублинскому соглашению.

В подобных условиях живут и Андрей Данилов, и Александр Слупачик, ожидая решения Миграционной службы Норвегии с прошлого года.

Коренные народы России непропорционально страдают от войны: к ее общим экономическим и политическим последствиям добавляется высокий риск гибели мужчин – ведь будучи выходцами из беднейших «этнических» регионов России, они более уязвимы перед насильственной военной мобилизацией.

Сегодня в России практически невозможно отстаивать права коренных народов. Активисты в изгнании разными способами пытаются доносить до мирового сообщества информацию о реальном положении коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе о том, что вовлечение в войну угрожает физическому выживанию коренных народов, а возвращение в Россию уехавших активистов чревато преследованиями за их антивоенную позицию.

Яна Таннагашева
Международный комитет коренных народов России (ICIPR)

 

this post is also available in: Английский