23.07.2011

АНТИРАСИЗМ: ЦЫГАНЕ В АРХАНГЕЛЬСКЕ: РАЗМЕННАЯ КАРТА В ПРЕДВЫБОРНОЙ БОРЬБЕ

Одной из важнейших составляющих работы нашего Центра социальной и юридической защиты цыган в последнем квартале 2004 года стало выяснение обстоятельств, связанных с делом архангельских цыган-котляров. О проблеме этой группы цыган нам удалось узнать в ходе полевого сбора материала в Архангельской области в октябре 2004 года. Приехав в Архангельск, мы почти сразу же узнали, что весь город горячо обсуждает, быть в Архангельске «цыганскому поселку» или не быть. Незадолго до того туда приехала большая группа цыган-кэлдэрарей (котляров), которые сумели о формить аренду земли на окраине города и начали ее заселять.

Эта этническая группа цыган имеет привычку время от времени переезжать. Последние 20 лет они жили в Волгограде, а в 1970-е годы — в Архангельске. Именно там когда-то женился Хулупий Бакалаевич Гоман, лидер сообщества, в Архангельске родились его дети. Видимо, именно поэтому он решил перевести своих людей опять в эти края. Полтора года он хлопотал и собрал целый пакет всевозможных разрешений на поселение их табора на окраине (фактически это уже вне города), в Новом Поселке. Котлярам было разрешено получить 1,5 га земли, но с условием, что они не начнут строительства до согласования плана застройки. Из Волгограда, продав там все, приехали первые 16 семей. Конечно, они тут же начали строить себе временное жилье — высокие, но из тонких досок дома, которые они называют времянками. Строят сами женщины, а мужчины «занимаются металлом» (традиционное дело кэлдэрарей). Все бы это устроилось, в ;озможно, но тут в Архангельске на 95;алась предвыбор& #1085;ая кампания. Опп оненты нынешнег 86; мэра решили разыграт 00; такую карту: он за взятку разрешил цыганам селитьс 03;, а кто из горожан «захоч ;ет иметь таких сосе дей»? Осенью этого года цыганская община попала меж двух огней в предвыборной борьбе. Мы наблюдали явное противоборство действующей мэрии и их оппонентов — Александра Донского и Александра Харина. Некоторые политики воспользовались уязвимым положением цыган, чтобы, играя на низменных чувствах и страхах, повысить свой рейтинг. В архангельских газетах были опубликованы тенденциозные материалы, содержащие ни на чем не основанные подозрения цыган в преступных склонностях. Так, Анна Едемская («Правда Севера», 20.10.04), забыв о журналистской этике, повторяет вековые предрассудки: «Этот народ пользуется недоброй славой. Первые ассоциации: мошенничество, воровство (не только денег и вещей, но и детей), наркоторговля». Как явствует из публикаций, раздувание национальной розни и расизма (в том числе с помощью подобных статей) стало просто аргументом в предвыборной борьбе. Меня даже удивило, что то, что здесь имеет место политический заказ, что весь этот спор — лишь карта в большой игре, которую разыгрывают политики перед выборами, очевидно не только читателям архангельских газет, но что это признают и в кабинетах мэрии. Вот что я услышала от одного из ответственных лиц в мэрии: «Вы правильно поняли, что этот вопрос — политический. Теперь мэрии очень трудно: какое бы решение мы ни приняли, оно будет использовано против нас. Если мэр позволит цыганам оставаться в Архангельске, его будут обвинять в коррупции, если он их выгонит — в расизме». Оппоненты О. В. Нилова, мэра Архангельска, в самом деле заподозрили власти города в коррупции — видимо, иных объяснений отсутствия явной неприязни и нетерпимости по отношению к новоприбывшим цыганам они и не предполагали. Процитируем Александра Харина, руководителя Комитета противодействия коррупции в Архангельске: «Какая-то странная любовь мэра Нилова к цыганам. Вся причина кроется в том, что у нас мэр не несет абсолютно никакой ответственности за город, не думает о его будущем. Очень хотелось бы получить официальный ответ: что все-таки побудило Нилова отдать городскую землю цыганам?» («Правда Севера», 22.09.04). Откровенно националистическими и еще более предвзятыми являются высказывания о цыганах, которые публично дает Александр Донской, лидер движения «Нам здесь жить!»: «Цыгане традиционно занимались попрошайничеством, мошенничеством, воровством. Ничего другого они делать не приучены. Теперь еще и наркоторговля — тоже традиционно их поле деятельности» (там же). Из этих абсурдных и в высшей степени неэтичных оценок следует конкретный вывод и даже план действий: «Понятно, что разрешение на строительство целого цыганского поселка в городе они получили только “благодаря” запредельному уровню коррупции в мэрии города Архангельска. Сейчас нужно искать любую возможность, чтобы отменить это варварское разрешение, выданное ранее» (там же). Из приведенных слов Харина и Донского становится ясно, что эти политики готовы были воспользоваться любым предлогом, чтобы реализовать изгнание из Архангельска представителей столь нелюбимого ими этноса. Однако политики и журналисты, говорящие «от имени всех горожан», забывают, что их мнение не единственное. К счастью, в городской прессе и на телевидении появились выступления, авторы которых попытались объективно разобраться в сложившейся ситуации. Им-то понятно, что аргументация противников цыган основывается на домыслах. Так, Светлана Корельская пишет: «Кандидатам в депутаты, использующим уязвимое положение цыганских семейств (в частности — маленьких детей) как разменную карту в политической игре, следует вспомнить, как формулируется принцип презумпции невиновности: “Каждый, кто обвинен в совершении уголовного преступления, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в открытом судебном разбирательстве с соблюдением всех процессуальных гарантий, необходимых для защиты в соответствии с законом”» (статья «Судьба цыган взволновала правозащитников» // «Бизнес-класс», 25.10.04).О нарушении презумпции невиновности и недоказанности утверждений о причастности цыганской общины к наркоторговле в интервью Александру Кулешову сказал и заместитель на чальника регион 72;льного управлен& #1080;я Федеральной с& #1083;ужбы России по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области Сергей Юрковский: «…нагнетание ситуации властями недопустимо, плоха та власть, которая позволяет такую травлю… Меня очень возмутила эта ситуация, которая была развернута в конце сентября средствами массовой информации. Мы работаем с бароном Хулупием, знаем эту ситуацию, связанную с мэрией о предоставлении участка для цыган. Нужно помочь цыганам отправить детей в школу, трудоустроить мужское население. Но это все не проблема этнических групп, а проблема власти. Власть должна быть сильной. Если власть не будет заниматься своим народом, мы получим либо социальный взрыв, либо всплеск преступности» («Правда Северо-Запада», 03.11. 04).Между тем в некоторых газетах журналисты, забывшие не только об этике, но и о презумпции невиновности, позволяют себе нелепые обвинения и высказывания: «…доподлинно известно, что цыгане и “наркота” — как партия и Ленин. Близнецы-братья то есть» (Екатерина Дворцова, статья «Ровной дороги вам, “будулаи”?» // «Горожанин», 12.10.04).Однако никто из борзопишущих о цыганах из Волгограда не удосужился собрать достоверную информацию о них. Не имеющие под собой никакой основы обвинения в наркоторговле прямо-таки тянут на статью о клевете.Приехавшие в Архангельск цыгане относятся к группе кэлдэрарей (или, по-русски, котляров). Название их связано с традиционным образом жизни и труда: котел (по-румынски «кэлдэр») — это именно то, благодаря чему кэлдэрари веками зарабатывали себе на жизнь. Многие пожилые люди еще помнят, как ходили по дворам цыгане (в шляпах, с кудрями до плеч, в высоких сапогах) и выкрикивали «Кому лудить-паять?..» Хозяйки выносили им дырявые кастрюли, самовары, котлы — котляры все мастерски чинили. Тем и жили. Теперь никто не хочет ремонтировать старую посуду, но мастера лудить-паять и сейчас находят работу. Многие умеют сваривать трубы, кто-то берется привести в порядок старые задвижки для кочегарок, а Х. Б. Гоман из Волгограда хотел бы взять подряд и наварить на весь Архангельск мусорных баков. Эта группа цыган самая многочисленная в Европе и, пожалуй, самая традиционная. Когда начался процесс объединения цыган мира в культурную и даже политическую общность, когда был создан Всемирный совет цыган, появились цыганские гимн (песня «Джелем, джелем») и флаг (зеленая снизу и синяя сверху полосы, а в середине — колесо), кэлдэрарский диалект был выбран языком общения для всех цыган. Кэлдэрари очень дорожат своими традициями и культурой. Поэтому они одеваются в традиционную одежду, занимаются своим традиционным ремеслом, по-своему строят дома, по-своему ведут себя. Им свойственна собственная этика, и нарушение правил карается очень строго. Скажем, они рано женятся, но не допускают никаких отношений до брака, а нарушителей изгоняют из своего сообщества. Еще более строгие запреты распространяются на то, что считается грехом и преступлением — в первую очередь на наркоторговлю. Но и воровство, особенно у «своих» (а это и соседи, и все те люди, с которыми цыгане имеют дело по работе, в школе, в городе), непростительно.Определенные особенности сохраняются у этого народа и в строительстве: дома всегда возводятся высокие и просторные, даже если это сугубо временное жилье, построенное на скорую руку. Я сама имела возможность наблюдать процесс возведения времянок в Архангельске: их строили не только без фундамента, но стены и крыши делали из тонких досок в один слой. Причем сооружали эти похожие на шалаши строения цыганские женщины, а не профессиональные строители. Тем не менее сам факт строительства каких-либо домов на арендованной территории до согласования плана застройки следует признать нарушением. Правила таковы, что приезжие должны были сперва подать проект застройки, дождаться его утверждения и лишь потом начинать строительство. Но на эту их ошибку котлярам указали далеко не сразу. Более того, одному из нелегальных строений присвоили почтовый адрес и даже прописали там несколько семей. Разумеется, после этого новоприбывшие почувствовали себя в Архангельске дома и никак не ожидали выселения, а тем более требования немедленно снести жилища.Но гром грянул. Видимо, выбирая между страхом перед обвинениями в коррупции и позором обвинений в расизме, мэрия все-таки предпочла последнее. Администрация города решилась поддержать тех, кто призывал немедленно изгнать цыган из города и под предлогом нарушения последними плана застройки не только потребовать сноса домов, но даже отменить разрешение на аренду земли.Во время нашего рабочего визита в Архангельск Х. Б. Гоман ходил по кабинетам администрации, объяснял, что это времянки, что они готовят на утверждение план застройки, но пока его не утвердили, женщинам и детям надо где-то жить в условиях сурового северного климата и пр. Я ходила по всем этим кабинетам вместе с ним. Предупреждала, что по закону нельзя выгнать на мороз семьи с детьми, что если они снесут временное жилье котляров, то будет международный скандал и т. п. Хотя цыгане начали строить временное жилье, формально не имея права это делать, трудно не согласиться с мнением журналиста Дмитрия Деминцева, прозвучавшим в телевизионном репортаже 1 ноября 2004 года: «…то, что людям зимою грядущей жить в летних шатрах, которые стояли здесь до недавнего времени, невозможно, мы все понимаем. Так что построенные времянки не такое уж и преступление по человеческим понятиям» («Вести плюс», АГТРК «Поморье»).Однако, несмотря на предупреждения и призывы правозащитников и прогрессивных архангельских журналистов, мэрия города предъявила общине Гомана иск — суд и скандал все же состоялись. После того, как стало известно, что судебные слушания назначены на 15 ноября, Северо-Западный Центр социальной и юридической защиты рома (цыган) обратился к российским и международным правозащитным организациям с просьбой обратить внимание на нарушение прав группы цыган-кэлдэрарей в Архангельске. Российские и международные правозащитные организации выразили обеспокоенность в связи с ситуацией, сложившейся вокруг цыганского табора, приехавшего в Архангельск из Волгограда. Ведь согласно принятым Россией правозащитным нормам, следует по возможности не лишать людей, в том числе маленьких детей, временного жилья во время холодной и темной северной зимы. Судье Н. А. Курсовой, мэру Архангельска О. В. Нилову, уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукину был направлен ряд писем, призывающих соблюсти права цыганской общины и напоминающих властям о российских и международных правовых нормах, касающихся проблемы жилья.Так, в письме Международной федерации по правам человека (МФПЧ), объединяющей 141 неправительственную организацию в разных странах мира, отмечалось, что «полученные Х. Б. Гоманом разрешения (в том числе от заместителя мэра А. А. Калинина и от главы администрации территориального округа Варавино-Фактория А. К. Стукова) дали людям уверенность в том, что их пребывание в Архангельске — дело решенное. Более того, местные власти фактически приняли эту ситуацию, поскольку не только разрешили начать планирование поселенья, но и присвоили ему почтовый адрес (ул. Тарасова, д. 37). Международная федерация по правам человека имеет основания предполагать, что внезапное изменение решения мэрии может быть связано с причинами дискриминационного и политического характера». МФПЧ также обратила внимание на «ответственность мэрии за противоречивую и непоследовательную политику в отношении постройки этих домов». В этом письме судье и мэру не только напоминали о Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, подписанном Россией и признающем недопустимым выселение людей за исключением совершенно экстренных ситуаций, но также выражал и опасение, что дискриминационные действия властей могут привести к «росту националистических предрассудков и нагнетания и без того сложной ситуации». МФПЧ призвала ответственных лиц «сделать все возможное, чтобы избежать проявления дискриминации по отношению к гражданам РФ цыганского происхождения».Не менее решительно высказались и международная организация «Европейский Центр по защите прав цыган» (Будапешт) и российская правозащитная общественная организация «Московская Хельсинкская группа». В совместном письме они призывали суд «отказать истцу в иске о сносе уже построенных деревянных зданий и предотвратить ситуацию, при которой цыганские семьи будут подвергнуты зимнему холоду и другому ущербу в их бездомном состоянии». Они также напомнили властям города о том, что их действия нарушают ряд как российских, так и международных норм, в частности:

 

а) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, государством-участником которого является Российская Федерация, в статье 11 (1) которого указано: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права»;б) Общий комментарий № 4 (§18) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, в котором в дополнение к праву на достаточное жилье, изложенному в статье 11 (1) Пакта, сказано: «[Комитет] считает, что случаи принудительного выселения явно несовместимы с требованиями Пакта и могут быть оправданы только в самых исключительных случаях и в соответствии с принципами международного права» ;

в) Общий комментарий № 7 (§16) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, в котором по поводу выселений сказано: «Выселения не должны превращать людей в бездомных и уязвимых к нарушениям других прав по отношению к ним. Государство-участник обязано предпринять все соответствующие меры на пределе своих ресурсов с тем, чтобы предоставлять альтернативное жилье, обеспечить переселение или доступ к плодородным землям тем лицам, которые не в состоянии сами себя обеспечить»;

г) Конституцию Российской Федерации, статья 40 (2) которой гласит: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилье».

Судебные заседания, начавшиеся в ноябре 2004 года по инициативе городской администрации, которая не только отменила собственное же разрешение на аренду земли, но и предъявила Х. Б. Гоману иск с требованием немедленного сноса всех незаконных построек, продолжились и в последующие месяцы. Интересы Х. Б. Гомана защищали архангельский адвокат М. А. Голенищева и юрист нашего Центра М. Н. Носова: они предъявили встречный иск мэрии «О признании недействительным распоряжения заместителя мэра г. Архангельска А.А. Калинина об отмене предварительного согласования», т. е. о незаконности отмены разрешения на аренду земли. Суд под председательством судьи О. В. Кузнецовой вынес решение об удовлетворении иска и отмене распоряжения. Мэрии было предписано устранить все нарушения прав Гомана на этапе проектирования, выдать результаты произведенных и оплаченных работ по межеванию и кадастровому учету.Следующий суд, прошедший с рядом нарушений — в частности, в отсутствие ответчиков и их защитников, — признал законным требование мэрии о сносе временных построек. Это решение было обжаловано Х. Б. Гоманом и его адвокатами. Слушание должно теперь состояться 7 февраля. А в марте в Архангельске пройдут выборы нового мэра…

Хочется верить, что не только суд сумеет на деле доказать свою беспристрастность и аполитичность, но и горожане не пойдут на поводу у тех политиков, которые позволяют себе эксплуатировать старые предрассудки и националистические страхи для раздутия истерии и использовать ее в предвыборной борьбе. Ведь на севере еще живет много людей со светлыми душами и головами, те, чьи предки сами когда-то бежали в эти суровые места, бежали от гонений и несвободы. На севере не очень много людей, зато там очень много места — хватит на всех тех, кому нужна земля, чтобы поселиться на ней, работа, чтобы прокормить детей, и свобода, чтобы оставаться самим собой, не опасаясь преследований.