08.04.2015

Годовщина репрессий АДЦ “Мемориал”: итоги и перспективы

Ровно год назад, 8 апреля, Конституционный суд Российской Федерации оставил неудовлетворенной жалобу уполномоченного по правам человека В.П. Лукина на нарушение конституционных прав некоммерческих организаций, фактически поддержав осуществляемое руководством страны планомерное уничтожение гражданского общества.

Представители многих НКО возлагали определенные надежды на постановление КС, однако оно не оказало никакого влияния ни на решения судов общей юрисдикции, ни на ситуацию в целом. Даже теми положительными моментами, которые содержало постановление КС (например, суд подчеркнул, что нельзя привлекать к ответственности за нарушения “закона об агентах”, которые были совершены до его вступления в силу), местные суды пренебрегали. Так,  в этот же день, 8 апреля 2014 года, Городской суд Санкт-Петербурга после длительных тяжб окончательно признал нашу организацию «иностранным агентом» за отчет, опубликованный до вступления в силу пресловутого закона, проигнорировав, ни много ни мало, общий  конституционный запрет на придание закону обратной силы  и то, что КС прямо запретил это делать в отношении НКО. Таким образом,  АДЦ “Мемориал” стал одной из первых общественых организаций, ощутивших на себе все прелести беспочвенных и незаконных (что не так давно подтвердил тот же Конституционный суд) прокурорских проверок, предвзятость судей и необъективность их решений. Но, несмотря на это, мы нашли выход из сложившейся ситуации, ликвидировав АДЦ «Мемориал» сразу после вынесения городским судом решения, обязывавшего АДЦ зарегистрироваться как “иностранный агент”.

 

АДЦ “Мемориал” продолжил работу без юридического лица, что оказалось трудно, зато удалось избежать позорного “реестра агентов”. К сожалению, сейчас, спустя год после решения КС и два года – с начала государственного блицкрига против гражданского общества, в стране осталось совсем немного действующих правозащитных НКО, не внесенных в реестр. Под пресс попали все, кто хоть как-то мог своими действиями доставлять беспокойство власти: экологи, правозащитники, организации, занимающиеся поддержкой коренных народов, и другие. При этом репрессии становятся все жестче и циничнее, и сейчас, спустя год, развернулось дальнейшее наступление на и без того поредевший сектор НКО.

Наглядным примером тому стала недавняя прокурорская проверка, которой подверглось «Гражданское содействие»  накануне вынесения решения Конституционного Суда по жалобе, одним из авторов которой была глава организации Светлана Ганнушкина. Прокуратура провела проверку именно так, как было описано в жалобе:  неожиданно, без предупреждения и объяснения причин, с выдвижением требований, которые просто невозможно было выполнить в назначенный срок, как-то:  прийти утром следующего дня в межрайонную прокуратуру для дачи письменных пояснений по вопросам деятельности организации, имея при себе копии уставных, финансовых и иных документов организации (по собственному опыту мы знаем, что речь идет о нескольких килограммах документации, с которой еще надо успеть снять копии). Три недели спустя Конституционный суд признал-таки нормы, регламентирующие проведение прокурорских проверок, неконституционными. Никого это не спасло… В связи с этим, конечно, не может не возникнуть ощущения, что российское государственное устройство находится в стойком противоречии со своей Конституцией, копируя советскую лицемерную модель. Но не только это выдает приверженность нашей власти к старым традициям. Риторика первых лиц государства все больше напоминают  выступления самых махровых деятелей СССР. Например, выступая на коллегии ФСБ, президент РФ голословно обвинил некоммерческие организации в попытках помешать выборам в 2018 году и призывал служащих госбезопасности продолжать  запрещать деятельность этих организаций. Разумеется,  Госдума  сразу приступила к рассмотрению законопроекта о “нежелательных организациях”, а Генпрокуратура вместе с Росфинмониторингом требуют расширить их и так безграничные полномочия, предоставив им право блокировать счета организаций, заподозренных ими в поддержке экстремизма, даже если эти ведомства сами никак не могут эти подозрения обосновать, и без суда закрывать доступ к «опасным», по их мнению, контентам в интернете.

Конечно, все эти запугивания и  обвинения НКО ничего хорошего не принесут, но они не заставят нас замолчать и прекратить защищать права людей, нуждающихся в защите. 

Фото –  http://lenta.ru/news/2012/11/19/boycott/ Lenta.ru

this post is also available in: Английский