В РФ преследуют правозащитников – вносят в «реестры иностранных агентов», отвлекают от работы проверками, судами, штрафами. В РФ закрывают независимые СМИ – увольняют лучших редакторов и корреспондентов, блокируют сайты, вводят цензуру. Все это, увы, не ново. Новым летом этого (2016) года стало возбуждение уголовного дела в отношении правозащитницы Валентины Череватенко за «злостное уклонение от обязанностей НКО-“иностранного агента” и другое уголовное дело, связанное с работой Николая Солодникова в проекте «Диалоги», реализовывавшегося петербургской библиотекой имени Маяковского в рамках просветительского направления «Открытая библиотека».
В возглавляемом Череватенко «Союзе женщин Дона» (Новочеркасск) прошел обыск, с обысков в библиотеке начали оперативники ФСБ и уничтожение проекта Солодникова. В обоих случаях были изъяты компьютеры, электронные носители информации, документы.
Как правозащитница, так и журналист честно выполняли свою профессиональные функции – Череватенко защищала права жителей своего региона и призывала к мирным переговорам со всеми сторонами конфликта в Украине, Солодников проводил дискуссии, приглашал деятелей культуры, известных журналистов и политиков к обсуждению актуальных проблем.
Общее у них было только то, что и «Женщины Дона» в Новочеркасске, и дискуссии Солодникова в Петербурге были нацелены на построение диалога, на достижение взаимопонимания с учетом разных мнений и позиций. Оба проекта – далеко не самые радикальные, зато весьма популярные и признанные общественностью.
Теперь появилось еще одна трагическая общая черта – за свою работу они подверглись настоящим репрессиям, Солодников был вынужден покинуть РФ, Череватенко обжаловала постановление о возбуждении уголовного дела, ждет суда.
Валентина Череватенко стала первой, кого преследуют по новой статье УК РФ 330.1: хотя в реестре «НКО-иностранных агентов» на сайте Министерства юстиции уже полторы сотни НКО, но до этого случая репрессии тех, кто продолжил правозащитную деятельность при поддержке независимых фондов, ограничивались административными делами (часто по ним назначались высокие штрафы). Чтобы предъявить уголовное обвинение главе НКО, нужно было найти признаки «злостности» в нежелании признать себя иностранным агентом. Какие это признаки – закон не уточняет. Усмотреть злостность в работе «Женщин Дона» удалось следователю по особо важным делам Седьмого следственного управления Ростова-на-Дону (как сообщает «Кавказский Узел», это «управление напрямую подчиняется Следственному комитету РФ и занимается расследованием особо резонансных дел»). «Преступный умысел» Череватенко, по мысли СК, заключался не только в нежелании подать заявление о признании «Женщин Дона» иностранным агентом, но и в том, что она создала одноименный фонд.
Такое вот «особо резонансное» уголовное дело – о регистрации фонда с названием «Союз женщин Дона» человеком, 20 лет возглавлявшим НКО с таким же названием.
Абсурдное обвинение грубо нарушает российское и международное право, гарантирующее всем людям право на создание и развитие своих ассоциаций, на свободу выражения своего мнения, на возможность реализовывать общественно значимые проекты и вести правозащитную работу.
АДЦ «Мемориал» требует немедленного прекращения преследования Валентины Череватенко, закрытия уголовного дела за «злостное уклонение» от оскорбительного клейма «иностранного агента», сохранения возможности для «Женщин Дона» продолжить работу без опасности новых преследований.
Общественные организации и независимые журналисты в РФ не должны подвергаться преследованиям за свою профессиональную деятельность. Закрытие таких проектов, как «Диалоги» Солодникова, наносит огромный ущерб самому широкому кругу людей – лишая их последней возможности открыто дискутировать, слышать разные мнения, выбирать свою позицию. В интересах этих людей необходимо сохранить правозащитные организации и общественные дискуссионные площадки!