Глава правозащитной организации «Воздух», журналист Азимжан Аскаров, снимавший видео о беспорядках в Джалалабадской области Республики Киргизия, на которых во время межэтнических погромов представителей узбекской общины сотрудники полиции сопровождали нападавших, не пытаясь противостоять происходившему насилию, был обвинен в организации беспорядков, а 15 сентября 2010 года – признан виновным и осужден на пожизненное лишение свободы.
Правозащитниками отмечены многочисленные нарушения прав человека, Конституции Киргизской Республики, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, допущенные представителями государственной власти с момента задержания Азимжана Аскарова и на протяжении срока заключения под стражей. Однако жалобы по фактам незаконного задержания и применения пыток, жестокого, уничижающего достоинство обращения, были оставлены без рассмотрения всеми судебными инстанциями, включая Верховный суд республики.
Аскаров был доставлен в районный ОВД 15 июня 2010 года, где сразу же подвергся жестокому обращению и пыткам: «Сначала заставили убрать двор РОВД, собирать пустые бутылки. После этого они заставили меня подобрать окурки. В то время они говорили: теперь твоя очередь нас обслуживать»… «Потом меня начали бить три или четыре милиционера. Я думаю, это было три оперуполномоченных и дежурный, но присутствовали и другие, всего их, было, кажется семеро… и «когда у меня на губах появилась кровь, кто- то закричал: «Прекратите, вы его убьете»… «потом они заставили меня петь национальный гимн». «Вечером (с 15 на 16 июня 2010года) они швырнули меня в изолятор временного содержания (обезьянник) в зале у дежурного сотрудника милиции… я подходил к решетке и каждый милиционер бил меня…». Однако несмотря на это следствие не смогло установить дату доставления Аскарова в отдел, так как сотрудники полиции не вспомнили, когда это произошло. Для исключения из материалов дела любой информации, имеющей отношение к заявляемых в жалобе фактах пыток, следственные документы были сфальсифицированы: дата, написанная Аскаровым на объяснительных сотрудников полиции, производивших его задержание, была исправлена с 12 часов 15 июня 2010 года на 16 июня, несмотря на то, что это прямо противоречит иным материалам дела, где указано, что он был задержан 16 июня в 9 утра. Сам же факт незаконного задержания вообще не рассматривался судами как нарушающий права человека и задержанного лица.
Выводы судебно-медицинской экспертизы были подвергнуты критике рецензентами, в частности, указано: «Проведение судебной экспертизы на господина Азимжана Аскарова является неточным и вводящим в заблуждение, и поэтому не должно приниматься во внимание в ходе любых процессуальных действий…». Суд проигнорировал факт избиения Асканова рукояткой пистолета, нашедший отражение в заключении экспертизы, а также мнение эксперта о некомпетентности или намеренном пренебрежении судебно-медицинскими доказательствами пыток.
Суд установил отсутствие фактов применения насилия в отношении Аскарова, фактов давления на адвоката – в реальности же все эти события имели место. Суд и указал на то, что все свидетели со стороны правозащитника были допрошены, – однако это не так, ряд важных свидетельств не вошло в дело.
Таким образом, важные свидетельства в защиту Аскарова, несмотря на то, что были проигнорированы судами, имеют весомое значение и должны быть учтены при полном, объективном и всестороннем рассмотрении дела. Решение в отношении правозащитника подлежит пересмотру с учетом приоритета соблюдения прав человека и недопустимости пыточного и иного жестокого обращения.
Открытое обращение ПД “Бир-Дуйно” Кыргызстан в защиту Азимжана Аскарова