– Например, женщины в Беларуси не могут водить автобусы междугородних маршрутов или работать на тракторе. Почему? Это абсурд, особенно в ситуации экономического кризиса, когда в регионах сложно найти работу, – отмечает она. – Данный список во многом препятствует женщинам не только делать то, что они хотят, но и иметь достойную заработную плату.
Сегодня более чем в сорока регионах Беларуси – напряжённая ситуация на рынке труда, согласна с ней депутатка Палаты представителей Национального собрания Анна Канопацкая.
— В регионах сложно найти работу, особенно молодому специалисту. Еще сложнее, если речь идет о женщине, особенно незамужней или планирующей создать семью и родить ребёнка, – уточняет она. – Существующий «декрет о тунеядстве» (Декрет №3, который потом был модернизирован в Декрет №1) заставляет всех работать. Почему тогда для определённой категории граждан были созданы дискриминационные условия? Это правовой пробел.
Напомним, что государство обосновывает существование списка тяжёлых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, заботой о женском здоровье, в частности, о репродуктивной функции женщины.
После проведённого Центром «Её права» анализа стало понятно: реальной доказательной базы в виде медицинских исследований о влиянии разного вида работ на здоровье женщины нет. Как и нет оснований у государства заботиться только о женщинах, забывая о мужчинах, подчеркнула Александра Дикан.
— Если работа считается небезопасной, то она в равной степени небезопасна для мужчин, женщин, молодых, зрелых. Важно обеспечить всем равные права на работу и защиту, — вторит Анна Канопацкая. — Простой пример: если работодатель для выполнения какой-то работы должен предоставить женщине респиратор, то он должен предоставить его и мужчине.
К слову, Анна Канопацкая считает, что список запрещенных профессий однозначно должен быть отменен.
Почему это важно? Оказывается, женщины всё равно работают на запрещённых позициях – либо нелегально, либо профессия формально называется по-иному. Такие истории есть и в России, и в Украине, и в Беларуси.
Именно в этом и нюанс, отмечает экспертка Антидискриминационного центра «Мемориал» Стефания Кулаева. Отмена списка запрещённых профессий выводит из тени десятки женщин, которые в будущем смогут и законно трудиться, и получать достойную зарплату, и быть обеспеченными необходимой социальной поддержкой. И тут же специалистка приводит пример: в России женщины тайно работали в шахтах, но получить достойное санаторно-курортное лечение за тяжёлую работу не могли – вся инфраструктура была приспособлена под мужчин-шахтёров, а оздоровиться женщинам было нереально. Потребности и особенности работниц-«невидимок» никто не закрывает – таких сотрудниц по документам не числится.
– После отмены списка ещё придётся какое-то время работать со стереотипными убеждениями людей. Ведь если раньше под землю в метрополитен мог спускаться только мужчина, то в представлении так и будет сохраняться эта картинка, – приводит ещё один пример она.
Если уж государство берёт на себя ответственность за репродуктивное здоровье женщины, считают гендерные экспертки, то могло бы предусмотреть другие меры после отмены списка – например, возможность раньше выйти в декрет или перевод на более лёгкую работу (не формальный, как это часто сейчас бывает, а реальный). При этом такая мера должна быть доступна всем женщинам вне зависимости от профессии – и шахтёрке, и поварихе из детского сада, и работнице хлебопекарни. Одним словом, всем, кто может сталкиваться со сложностями или с тяжёлым физическим трудом или потенциально опасным, мешающим выносить ребенка, а также быть ориентирована на индивидуальные потребности конкретной женщины.
Посмотреть фото можно здесь (авторка фото: Леся Пчёлка).
Видеозапись дискуссии
Источник – Центр по продвижению прав женщин “Ее права”